Стокгольмский институт, ежегодно выпускающий весьма авторитетный в военной сфере справочник SIPRI, назвал Россию крупнейшим поставщиком оружия в мире. По его данным, в 2002 г. Россия обеспечила 36% мировых поставок вооружений, обогнав, таким образом, США. Хотя довольно трудно определить, кто занимает первое место в мире по продаже оружия, кто второе, годовой объем военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами сегодня действительно приближается к 5 млрд. долларов. Это, подчеркну, фактический объем. Но есть и вторая цифра - "портфель заказов". Специалисты оценивают его примерно в 12 млрд. долларов. Третья цифра - потенциальные объемы продаж. Некоторые специалисты говорят о том, что Россия может в обозримые 3-6 лет рассчитывать на заказы до 20 млрд. долларов.
Модернизация - весьма важный вопрос. Конечно, модернизация не даст новую машину, но изменит ее на порядок. При этом она значительно дешевле, чем покупка современной машины. Современная техника - танки, ракетные установки, зенитные комплексы, противотанковые орудия, не говоря уже о самолетах и кораблях, - покупается редко: раз в 10-25 лет. И даже довольно обеспеченные государства не могут позволить себе покупать новые образцы техники в короткий промежуток времени.
Сегодня мы можем смело констатировать, что Россия сохраняет свое положение в области высоких технологий, исследований в области фундаментальных и прикладных наук. Но при этом, на мой взгляд, есть ряд очень важных вопросов, которые должны быть решены в ближайшее время.
Во-первых, это сохранение трудовых ресурсов. У нас явное старение кадров, занятых в области производства оружия. Средний возраст работающих на предприятиях ВПК составляет 54-56 лет. И обновление персонала, убежден, сегодня первоочередная задача.
Второе: недостаток выделяемых средств на обновление технической базы производства. В российском ВПК есть производства, дублирующие друг друга. По распоряжению президента создана комиссия, которая проведет ревизию ВПК и установит, какие предприятия сократить, а какие перевести на производство нового оборудования. Специалисты считают, что для проведения данной реформы потребуется 10-12 лет. Это потребует и значительных инвестиций, сопоставимых с продажами оружия. Если мы продаем оружия примерно на 5 млрд. долларов, то часть в 1-2 млрд. долларов должна быть направлена на модернизацию ВПК.
Третье: требуется больше внимания уделять серийному производству вооружения для собственных Вооруженных сил. Традиции международного рынка позволяют предсказать, что оружие покупают тогда, когда видят, что оно состоит на вооружении продавца. Американцы, предлагая вертолет "Апач", заявляют, что, во-первых, он состоит на массовом вооружении в ВС США; во-вторых, использовался в различных конфликтах и прошел боевое испытание. Как ни парадоксально это звучит, но сегодня у России есть отличное оружие, которого нет в ее собственных Вооруженных силах.
Слабым звеном российского ВТС является его узкая направленность. 85% продаж оружия и всего военно-технического сотрудничества связано с Индией и Китаем. Надо расширять рынок. Россия потенциально должна осуществлять сотрудничество с большим числом государств. Увеличивать объемы ВТС с арабским миром, Латинской Америкой, Юго-Восточной Азией, Африкой. На африканском направлении, я считаю, мы работаем очень слабо.
Хорошие перспективы у нас с Индонезией. Что касается Китая и Индии, то потребности в обеспечении безопасности у них значительно выше, чем у других государств. Экономические возможности этих государств также значительны. Исходя из того, что Россия, Индия и Китай являются стратегическими партнерами, российское руководство поддерживает желание Индии и Китая укреплять собственную безопасность. При этом мы исходим из того, что укрепление безопасности Китая и Индии является стабилизирующим фактором и идет на пользу обеспечения безопасности России.
Что будет с российской системой ВТС, когда Индия и Китай "насытят" свои Вооруженные силы российским оружием? Надо всегда поддерживать технологический уровень, чтобы быть интересным своему партнеру. Когда иссякнет надобность в определенном вооружении, появится другое направление во взаимодействии. Если сейчас в Китай и Индию отправляются самолеты Су, то, естественно, наступит время, когда надобность в них отпадет. Но тогда им потребуются, например, ракетные комплексы. Для Китая сейчас мы строим значительную серию эсминцев. Для Индии - фрегаты.
Совместные производства, так называемые офсетные программы, не простая купля-продажа. Часть денег от сделки идет на строительство предприятий по ремонту, модернизации, обслуживанию купленного оружия. Значит, страна, которая покупает оружие, тоже идет вперед в экономическом плане, создает возможности производства на своей территории.
Есть ряд других моментов, на которые необходимо обратить внимание. Государство, производящее оружие, продаст его своим врагам? Нет. Оружие не продают противнику, не продают врагу. Значит, ВТС это не только торговля, это часть политики государства, военной политики. Например, у нас нормальные политические отношения с Грецией. Греция, будучи страной НАТО, купила у России оружия на 1 млрд. долларов. Она работает по стандартам НАТО, и оружие, которое мы поставили Греции, сделано под натовские стандарты. Греция, закупив оружие, продемонстрировала в политике глубокое военно-политическое сотрудничество с Россией. Россия же, поставляя зенитно-ракетные комплексы, военно-морскую технику, противотанковые комплексы и многое другое, фактически укрепляет оборону не только Греции, но и свою. Это часть военной политики.
Осуществляя военную политику, можно посылать свои войска в тот или иной регион мира, создавать базы, а можно просто продать оружие, подготовить специалистов в другой стране, и они, обеспечивая свою безопасность, будут обеспечивать и безопасность покупателя.