Российские политики не хотят обсуждать на Западе ситуацию в Чечне.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Москва вновь отказалась выступать в Комитете ООН по правам человека с докладом о ситуации с соблюдением Пакта о гражданских и политических правах на территории РФ. Как сообщил "НГ" секретарь комитета Маркус Шмидт, от российской стороны была получена устная нота, в которой - без объяснения причин - Москва попросила перенести рассмотрение доклада на октябрьскую сессию комитета. Такой документ должен был быть представлен 15 июля. В принципе соответствующие доклады следует представлять каждые пять лет. Москва же тянет с отчетом уже семь лет.
Глава комитета, как сообщается, обратился к полномочному представителю РФ в Женеве с просьбой пересмотреть это решение российской стороны, но не встретил понимания.
Текст доклада подготовлен Министерством иностранных дел. Одновременно с официальным документом российские неправительственные организации должны были представить альтернативный доклад. Над ним работали восемь крупнейших правозащитных организаций России, которые, разумеется, недовольны переносом сроков.
Многие наблюдатели полагают, что Россию прежде всего смущает критика в ее адрес по чеченскому вопросу. Накануне выборов Кремлю ни к чему отчитываться по чеченскому досье: на многие из вопросов, которые могут быть поставлены после презентации официального доклада, у Москвы просто нет ответов. Тем более в условиях мощного давления со стороны западных и мусульманских правозащитных организаций.
Маркус Шмидт предпочел не комментировать вопрос "НГ" о чеченской подоплеке переноса доклада. Между тем в комитете намерены добиваться изменения регламента таким образом, чтобы Россия не могла постоянно откладывать свое выступление. В МИД РФ, который официально не объясняет причин переноса сроков доклада, говорят о сугубо "техническом вопросе".
С тех пор как распался Советский Союз, Москва не имеет своего представителя в Комитете ООН по правам человека. На всех последних выборах кандидатура России терпела поражение. Соответственно Москва не может толком влиять на работу комитета - идет ли речь о положении с правами человека в собственной стране или в других.