Человек без родины, без гражданства, но с ружьем.
Коллаж Екатерины Саратовой
Завтра, 10 июня, на утверждение правительства России будет предложена программа перевода армии на контрактный способ комплектования. Уже очевидно, что желающих из числа россиян будет явно недостаточно. В 76-й экспериментально-контрактной Псковской дивизии удалось набрать только треть требуемых солдат и сержантов, поэтому Министерство обороны склонно рассчитывать на контрактников из стран СНГ. Оно даже вложило эту идею в уста президента страны, поставив его в двусмысленное положение и спровоцировав нешуточные страсти, которые длительное время бушуют в странах СНГ.
Казалось бы, универсальное решение вопроса: за небольшую плату можно обеспечить кадровый состав Российских вооруженных сил, ведь на то, чтобы сделать профессию военного престижной на Родине, у Министерства обороны РФ просто нет денег. В качестве "морковки", которая заставит побегать по полигонам иностранца-контрактника, выступает российское гражданство, которое глава государства пообещал по истечении трех лет безупречной службы.
К сожалению, генералы-советники невнимательно изучили святцы - и в российских законах, и в нормах международного права точка зрения высшего руководства России имеет весьма шаткую опору. Уголовный кодекс РФ жестко преследует наемников, которых статья 359 позволяет заподозрить в "добровольцах" из СНГ: и те и другие служат в иностранных армиях, но наемники за деньги и другие блага, а добровольцы - исключительно по велению души и в силу своих убеждений. Обращение с наемником и добровольцем, попавшими в руки неприятеля, также неодинаковое: международное право отказывает первому в защите, рассматривая его как военного преступника, тогда как на добровольца распространяются все законы и обычаи войны.
Богдан Зимненко, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права Дипломатической академии МИД РФ, отметил, что возможность признания иностранцев наемниками зависит от соблюдения Россией международных договоров. В соответствии со ст. 47 Дополнительного протокола # 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года наемником является лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте. Юрист признает, что при наличии всех конвенционных признаков противоправных действий представляется не только возможным, но и необходимым говорить о наемничестве в России: "Это международное преступление, и в отношении данного состава государства обладают универсальной юрисдикцией, то есть любое государство вправе осуществить свою уголовную юрисдикцию в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении данного преступления, независимо от его гражданства или подданства". Также особо отмечается, что для урегулирования международно-правовых вопросов было бы целесообразным заключать международные договоры с государствами, граждане которых будут проходить военную службу на территории Российской Федерации либо в пределах ее юрисдикции. Следовало бы принять закон об использовании иностранцев для военных целей, чтобы исключить недоразумения.
Точно такой же вывод делают в странах СНГ, где кремлевская инициатива без внимания, естественно, не осталась. Там считают, что, исходя из духа добрососедства, не мешало бы провести и соответствующие консультации по вопросу о наемничестве.
Министр юстиции Узбекистана Абдусамат Палван-заде прямо назвал намерение России незаконным. Он указал Кремлю, что такая инициатива противоречит в первую очередь законодательству самой России: "Любой гражданин из стран СНГ, принятый на службу в Российскую армию и принявший участие в каком-либо конфликте и в военных действиях, будет считаться просто наемником".
На Украине российская идея также не нашла сторонников. Соответствующие должностные лица прямо указали на то, что Конституция и другие законы Украины не предусматривают возможности прохождения украинскими гражданами воинской службы в Вооруженных силах иностранных государств. Статья 63-1 местного УК весьма строго относится к наемничеству - по-украински "найманству" и карает его лишением свободы на срок от 5 до 12 лет. На Кавказе, в частности в Грузии, в официальных кругах считают, что граждане этой страны не могут служить в Российской армии на контрактной основе, так как это противоречит Конституции страны.
Даже в Белоруссии, где Министерство обороны РФ имеет наиболее тесные связи по военной линии и даже вынашивается идея создания единых Вооруженных сил, реакция тоже весьма неоднозначна. Например, в управлении морально-психологического обеспечения Минобороны Белоруссии полагают, что решение российского правительства противоречит белорусскому законодательству, в частности Закону "О статусе военнослужащего", который утверждает, что белорусские военные могут проходить службу только на территории республики.
Известно, что в Таджикистане и Киргизии в части и подразделения Российской армии и пограничников набирали юношей из местного населения. Но, как утверждают специалисты, здесь есть принципиальные отличия - все же юноши проходили службу на территории своей страны.
А тем временем 25-миллионная российская диаспора в странах СНГ всколыхнулась, услышав предложение из уст президента России. Если при сложившихся порядках российского гражданства приходится ожидать не менее 5 лет, а то и более, то российское Минобороны предлагает сократить этот срок почти вдвое.
В российскую метрополию потянулся поток молодых людей призывного возраста. О последствиях они не задумываются, но у специалистов они вызывают вопросы. Те три года, что они будут служить в Российской армии, они еще не будут гражданами России, а гражданами той страны, из которой прибыли. Вот и получается, что если в очередной отпуск они поедут к своим семьям, то местные власти вправе арестовать их и возбудить уголовные дела. Есть и масса других особенностей, связанных с контрактной службой наемников из стран СНГ. Словом, Кремль предпринял инициативу, которая может расцениваться как "подстрекательство", то есть склонение другого лица к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы "или иным способом". Преследуется уголовным законом также организатор - лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Впрочем, подстрекательство и организаторство - не что иное, как формы соучастия, которое в любом случае влечет ту же ответственность, что и непосредственное исполнение преступления...
Кремлевской инициативе сопутствует, кроме того, риск изменения национального состава армии, о котором предупреждала еще в советский период американская советология, опиравшаяся на данные об опережающем росте населения среднеазиатских республик и предрекавшая, что в скором времени их представителями будет на 70% укомплектована Советская армия. О том, что российское правительство будет прилагать для этого усилия, американская сторона могла только мечтать.