Первые годы нового тысячелетия ознаменовались повсеместным усилением роли военной силы в международных делах. Безусловным лидером в этой сфере являются США, объявившие фактически каждую страну мира объектом своего военно-силового внимания. 6 ноября 2001 года Джордж Буш предупредил, что "ни одна группа стран или страна не должны заблуждаться относительно намерений США".
Каковы эти намерения - нетрудно понять на примере Югославии и Ирака. Вашингтон откровенно выстраивает линейную схему мирового развития - принуждение с помощью военной силы, военно-силовой контроль над ключевыми ресурсными районами мира, над стратегически важными коммуникационными "горловинами" (проливы, каналы и др.), над важнейшими геополитическими пространствами. Той же логике подчинено последнее решение Буша разместить команды американских "инспекторов" в ключевых иностранных стратегических портах.
Обеспокоенная подобным поведением США старая Европа надеется организовать собственную военно-политическую игру, усиливая военную составляющую ЕС, пытаясь создать независимый от США военный союз (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург), свои силы быстрого реагирования и миротворческие силы (последние уже направлены в Конго без согласования с США). Наращиваются закупки современных вооружений, растут военные бюджеты европейских стран, заключаются соглашения об использовании украинской (возможно, и российской транспортной авиации).
На фоне всеобщей тенденции усиления милитаризации мировой политики в противоположном направлении движется лишь Россия, показывая удивительный пример жертвенности и самоотречения. Уже более десятка лет идет бесконечный процесс реформирования армии и флота, причем каждый новый этап военной реформы отрицает предыдущий, и в конечном итоге все выливается в безудержное сокращение боеспособных частей и соединений, органов военного управления.
В законотворческой работе парламента - тот же разоруженческий крен: главный закон 2002 года - закон об альтернативной службе, в 2003 году - закон о ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, дающий серьезные преимущества Соединенным Штатам.
На повестке дня дальнейшее сокращение численности Вооруженных сил и переход на контрактную службу, что должно создать условия для роспуска армии как таковой, поскольку очевидно, что, отказавшись от призыва, мы в нынешних условиях не укомплектуем части и соединения контрактниками.
Без затруднений российское руководство отдает важные стратегические опорные пункты и регионы. Примеры известны - Лурдес, Камрань, Балканы, Приднестровье, Центральная Азия, да и все пространство СНГ, которое немедленно заполняется нашими нынешними партнерами - США и НАТО. Мы уходим с иранского и арабского рынков вооружений. Да и с политическим влиянием России на мировые дела, даже вблизи ее границ, не все гладко. О решении Вашингтона разместить военную базу в Азербайджане Кремль даже не был уведомлен. Спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе высказала пожелание пригласить американский военный контингент (в дополнение к уже дислоцированному в Грузии спецназу) для наведения порядка в Абхазии, и сенат США в ближайшее время рассмотрит этот вопрос.
На этом фоне не могло остаться незамеченным некоторое оживление российской военной активности - флотские учения в Индийском океане и Балтийском море, размещение эскадрильи штурмовиков в Киргизии. Возникла суета вокруг Договора о коллективной безопасности, участниками которого являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Правда, какие бы громкие титулы ни присваивали этой организации, авторитетней и сильней она от этого не станет.
Что это значит? Переосмысление политики тотального разоружения и озабоченность состоянием военной безопасности России? Очень хотелось бы верить, что так. Уверен, что Министерство обороны искренне желает исправить неблагоприятную ситуацию в Вооруженных силах. Но властные кланы хотят скорее другого, например продолжения прежнего курса военной капитуляции, только теперь задрапированного военными учениями и суетой вокруг ДКБ в связи с приближающимися выборами. В январе и феврале по России прокатилась волна офицерских собраний с единой повесткой дня: "О состоянии национальной безопасности России", на которых давалась жесткая оценка военной политике российского руководства; военная общественность предъявила требования, напоминающие ультиматум, Верховному Главнокомандующему и министру обороны, выразила недоверие начальнику Генштаба и секретарю Совбеза.
В пользу вывода о предвыборном военном шоу говорит ряд факторов.
Во-первых, отсутствует программа с конкретными мерами по восстановлению боеспособности конкретных частей и соединений с указанием плана оснащения войск вооружением и техникой.
Во-вторых, продолжает разрушаться оборонно-промышленный комплекс - материальная основа военной безопасности, отсутствуют признаки улучшения финансирования армии.
В третьих, в военных мероприятиях принимают активное участие политические силы, задолго до срока организовавшие избирательную гонку. Дай Бог ошибиться, но похоже, что после выборов будет объявлено о новом этапе военной реформы с целью догнать по военному потенциалу Португалию. А пропрезидентские СМИ и партии будут трубить о великой мудрости, благодаря которой Россию со всех сторон охраняют американские и натовские войска, освобождая Минфин от затрат на оборону.
Но что-то зябко от такой мудрости.