Официальный старт предвыборной кампании в сентябре фактически совпадает с началом последней сессии Государственной Думы третьего созыва. Естественно, депутаты откровенно ставят рутинное законотворчество на последнее место в списке собственных предпочтений, планируя все силы отдать заботам о своем политическом будущем. Только 55 приоритетных законов, 20 из которых, кстати, - это ратификация различных международных договоров и соглашений, намечено обсудить на двух с лишним десятках пленарных заседаний. При этом фактически все проекты являются президентскими или правительственными, хотя в думском портфеле в настоящее время лежит без малого четыре сотни законодательных инициатив.
Скромное количество предлагаемых на осеннюю сессию законопроектов - это, судя по всему, не только результат понимания того, что на большее просто не хватит времени. Это также и расчистка места и времени для обсуждения так называемых "предвыборных законов" и, естественно, разнообразных постановлений, заявлений и обращений, никого ни к чему не обязывающих, но имеющих важное пропагандистское значение. В том же, что и первые, и вторые обязательно будут, убеждает хотя бы график работы Государственной Думы с сентября по декабрь. Депутаты намерены заседать в Москве только первые две недели каждого месяца, а остальное время проводить в общении с избирателями. Понятное дело, что именно последнее и станет основой для последующего активного упражнения народных избранников в ораторском искусстве, поскольку фактически все без исключения "предвыборные законы" и прочие инициативы - это только повод для собственного депутатского и партийного пиара.
В предыдущих Думах этим полезным для рейтинга делом занимались в основном коммунисты, но теперь, конечно, думское большинство им этого не позволит. Дело в том, что центристы сами намерены использовать служебное положение законодателя в личных целях. Любопытно, к примеру, заметить, что по самой актуальной в предвыборный период теме "социальная политика" центристы назвали приоритетными всего лишь 5 законопроектов - два президентских, связанных с пенсионной реформой, и три полностью согласованных с Кремлем и Краснопресненской набережной депутатских - о госстандарте общего образования, об основах законодательства РФ о культуре и о приведении российских норм авторского права в соответствие с международными актами. Между тем социально ориентированных законопроектов, если судить по той же программе на осеннюю сессию, уже внесено более 60 штук, а в депутатских столах скорее всего лежит еще больше. Исходя из тех или иных предвыборных обстоятельств думское большинство само станет решать, какой из законопроектов можно будет реанимировать.
Например, можно уже сейчас предсказать, что этой осенью все-таки будет решена проблема так называемых "нестраховых периодов", не включаемых в общий трудовой стаж работника, к которым, как известно, относятся и очная учеба, и служба в армии, и декретный отпуск. Напомним, что уже несколько лет правительство и Пенсионный фонд успешно сопротивляются попыткам депутатов изменить подобное положение вещей. Однако теперь центристам, видимо, придется преподнести соответствующий подарок избирателям. Выбора у них нет: то или иное отношение какой-либо партии к данной проблеме может сильно повлиять на количество поданных за нее голосов на выборах. Необходимый законопроект депутаты из "Единства", ОВР, "Регионов России" и "Народного депутата" уже внесли, и, хотя в списке приоритетных его нет, сделать это даже без позволения сверху для большинства палаты в случае чего труда не составит.
Стоит заметить, всегда существовавшие межпартийные противоречия после официального открытия избирательной кампании, без сомнения, только обострятся. Народная партия в своей региональной прессе уже приступила к жесткой агитации за восстановление смертной казни за тяжкие преступления, к которым она предлагает причислить и торговлю наркотиками. "Народники" также возобновили пропаганду своей идеи об уголовном преследовании сексуальных меньшинств. Так что, несмотря на крайнее недовольство некоторых кремлевских группировок, осенью группа "Народный депутат", видимо, в очередной раз предложит подвести под данные инициативы надежную законодательную базу. Тем более что соответствующие законопроекты уже давно написаны. "Единая Россия", понятное дело, вряд ли захочет поддерживать своими думскими голосами пиар-акции своего электорального соперника. В свою же очередь фактический развал коалиции центристского большинства приведет к тому, что Дума, возможно, никакой конструктивной законодательной работой заниматься не станет вовсе. Пострадать может даже проект федерального бюджета на 2004 год, дискуссия вокруг которого, кстати, сама по себе является крайне важным предвыборным мероприятием. И хотя, с одной стороны, президент, правительство и различные финансовые группы, конечно, не могут позволить популистского наката депутатов на бюджет, а также прочего "отвязного" пиар-законотворчества, с другой - они же сами не могут допустить проигрыша своих ставленников, например, коммунистам.