0
758
Газета Политика Интернет-версия

02.07.2003 00:00:00

Степашин ждет "второго пришествия"

Тэги: степашин, сп, счетная палата, полномочия


степашин, сп, счетная палата, полномочия У Сергея Степашина одна надежда - на президента.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Комиссия Совета Федерации по связям со Счетной палатой (СП) в очередной раз обратилась в Госдуму с просьбой рассмотреть осенью предложения об изменении статуса СП. Об этом "НГ" сообщил замруководителя аппарата комиссии Николай Малышев. Импульс вновь дал Сергей Степашин. Отчитавшись на днях перед сенаторами о работе за 2002 год, глава СП заметил, что активность аудиторских проверок и их эффект были бы еще более ошеломляющими, если бы появился обновленный закон о СП (его проект сенаторы внесли в ГД еще в феврале прошлого года), закрепляющий за ведомством ряд новых функций. Самая желаемая из них - включение в рабочий график поручений президента (то есть фактически создать орган президентской власти) и правительства, доступ к секретной документации ЦБ и Минфина, ответственность вплоть до уголовной чиновников за непредоставление информации аудиторам и контроль над госсобственностью. Помимо прочего: назначение председателя СП по предложению главы государства и предоставление единоличного права выдвигать кандидатов в аудиторы непосредственно главой контрольного ведомства. В СП считают, что все это поможет "не только выявлять, но и устранять нарушения".

По словам Николая Малышева, внесенные СФ коррективы "еще с февраля прошлого года валяются Думе", но депутаты не удостоили их даже первого чтения. Основой загвоздкой, по словам Малышева, стало противодействие правительства: Минфин не давал положительного заключения на законопроект. В частности, ведомство Алексея Кудрина не соглашалось с "представлением оперативных данных по расходованию бюджета, ссылаясь на технические трудности, а значит, невозможность исполнения закона". Теперь, по утверждению Малышева, формулировки переписали, и есть надежда, что осенью лед тронется.

Впрочем, публичные нарекания Белого дома на закинутые Совфедом в 2002 году "удочки" имели иную подоплеку, а многие возражения правительственных чиновников до сих пор из законопроекта не исчезли. Жестче всего высказывался премьер Касьянов: "Делать единый орган контроля, который бы работал на всем пространстве, будет смешением независимости властей, существующей в соответствии с Конституцией". Кроме наличия контрольных функций, по мнению Касьянова, налицо "попытки прописать в полномочия СП право определять целесообразность решений, в том числе и правительства". В официальном отзыве Минфина за подписью Алексея Кудрина список "нарушений" СП еще более расширен: "Предлагаемый закон противоречит ряду статей Конституции, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ". В частности, представление и увольнение аудиторов с подачи главы СП "нарушает гарантии их профессиональной независимости", а "расширительное толкование права СП получать любую информацию" от КРУ Минфина и ЦБ "выходит за рамки конституционных полномочий".

Впрочем и теперь, несмотря на отказ Степашина от амбициозных претензий - на права безакцептного списания средств нарушителя и возможность выступать истцом в защиту госинтересов в арбитражных судах, даже "скорректированным" желаниям вряд ли суждено осуществиться. По крайней мере до выборов нового президента и появления нового кабинета министров. Ни Кремль, ни правительство официально не сказали ни одного слова в поддержку степашинских инициатив, несмотря на неоднократные его выступления "по теме".

Высокопоставленный источник на Старой площади заметил в беседе с обозревателем "НГ", что амбиции Степашина на фактически президентское "покровительство" не подтверждены Конституцией, так как СП - орган парламентского контроля. В правительстве, из-за отсутствия положительного заключения которого на поправки в закон о СП и тормозится ее преобразование, намерения Степашина открыто называют попытками "размыть полномочия правительства в финансовой сфере".

"Надо повышать эффективность в рамках имеющихся полномочий и менять аудиторов", - заявил "НГ" пожелавший остаться неназванным источник в руководстве Совета Федерации, ранее отстаивающий планы Степашина.

Глава подкомитета Госдумы по связям с СП Валерий Гальченко, который еще в 2000 году в компании ряда депутатов (среди них Павел Крашенинников и Владислав Резник) вносил радикальные поправки в закон о СП, легшие в основу внесенного уже сенаторами в 2002 году "компромиссного варианта", подтвердил "НГ", что "закон идет трудно". Гальченко уверен, что накануне "выборов в парламент вряд ли кто-то будет устраивать бои за Счетную палату". Не до нее. Тем не менее в обновленной Думе, по расчету Гальченко, есть возможность "закрепить за СП статус главного контрольного органа".

СП, достигнувшая при Степашине пика своей активности и фактически ставшая "спусковым крючком" многих нашумевших коррупционных дел - хищения в МПС, МВД и Минобороны, сегодня оказалась на пределе своих возможностей. Обладая широкими расследовательскими способностями, контрольный орган как раз-то контролировать дальнейший ход своего аудита не в силах. Сомнительная "слава" предшественника СП - советского Комитета народного контроля (его заряжали лишь по "особым поручениям") - явно не соответствует самовосприятию Степашина и его видению системы контроля в демократическом государстве. Однако наличие разнообразных контролирующих органов - КРУ Минфина, ГКУ администрации президента, а также четкое позиционирование Генпрокуратуры не дает возможности СП "разгуляться".

"Все будет зависеть от соотношения сил. Однозначного отношения нет ни в Кремле, ни в правительстве, ни в парламенте к этим предложениям", - расплывчато говорят в администрации президента. По давнишнему замечанию Касьянова, предложения Степашина, по сути, относятся к политической сфере. В нынешнем же политсезоне у Думы и президента грядут выборы, у кабинета министров - административная реформа, удвоение ВВП и борьба с бедностью. СП в ее нынешнем виде итак всех устраивает. Вряд ли кто-то возжелает в столь "деликатный" период рождения на свет карательной машины с суперполномочиями. Сомнительно также, что президент, в чьей администрации, кстати, есть свои контролеры - Главное контрольное управление, - захочет именно сейчас обменять налаженный механизм на ответственность за чужие амбиции и потерю единственного "независимого" от исполнительной власти ревизионного органа, коим пока остается СП.

После выборов же никто не исключает, что и в работу кремлевской администрации, и в деятельность правительства (в части необходимости КРУ Минфина) будут внесены коррективы. Тогда в более спокойной обстановке, видимо, и решится "проблема СП".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
551
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2277
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1497
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1125

Другие новости