У Сергея Степашина одна надежда - на президента.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Комиссия Совета Федерации по связям со Счетной палатой (СП) в очередной раз обратилась в Госдуму с просьбой рассмотреть осенью предложения об изменении статуса СП. Об этом "НГ" сообщил замруководителя аппарата комиссии Николай Малышев. Импульс вновь дал Сергей Степашин. Отчитавшись на днях перед сенаторами о работе за 2002 год, глава СП заметил, что активность аудиторских проверок и их эффект были бы еще более ошеломляющими, если бы появился обновленный закон о СП (его проект сенаторы внесли в ГД еще в феврале прошлого года), закрепляющий за ведомством ряд новых функций. Самая желаемая из них - включение в рабочий график поручений президента (то есть фактически создать орган президентской власти) и правительства, доступ к секретной документации ЦБ и Минфина, ответственность вплоть до уголовной чиновников за непредоставление информации аудиторам и контроль над госсобственностью. Помимо прочего: назначение председателя СП по предложению главы государства и предоставление единоличного права выдвигать кандидатов в аудиторы непосредственно главой контрольного ведомства. В СП считают, что все это поможет "не только выявлять, но и устранять нарушения".
По словам Николая Малышева, внесенные СФ коррективы "еще с февраля прошлого года валяются Думе", но депутаты не удостоили их даже первого чтения. Основой загвоздкой, по словам Малышева, стало противодействие правительства: Минфин не давал положительного заключения на законопроект. В частности, ведомство Алексея Кудрина не соглашалось с "представлением оперативных данных по расходованию бюджета, ссылаясь на технические трудности, а значит, невозможность исполнения закона". Теперь, по утверждению Малышева, формулировки переписали, и есть надежда, что осенью лед тронется.
Впрочем, публичные нарекания Белого дома на закинутые Совфедом в 2002 году "удочки" имели иную подоплеку, а многие возражения правительственных чиновников до сих пор из законопроекта не исчезли. Жестче всего высказывался премьер Касьянов: "Делать единый орган контроля, который бы работал на всем пространстве, будет смешением независимости властей, существующей в соответствии с Конституцией". Кроме наличия контрольных функций, по мнению Касьянова, налицо "попытки прописать в полномочия СП право определять целесообразность решений, в том числе и правительства". В официальном отзыве Минфина за подписью Алексея Кудрина список "нарушений" СП еще более расширен: "Предлагаемый закон противоречит ряду статей Конституции, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ". В частности, представление и увольнение аудиторов с подачи главы СП "нарушает гарантии их профессиональной независимости", а "расширительное толкование права СП получать любую информацию" от КРУ Минфина и ЦБ "выходит за рамки конституционных полномочий".
Впрочем и теперь, несмотря на отказ Степашина от амбициозных претензий - на права безакцептного списания средств нарушителя и возможность выступать истцом в защиту госинтересов в арбитражных судах, даже "скорректированным" желаниям вряд ли суждено осуществиться. По крайней мере до выборов нового президента и появления нового кабинета министров. Ни Кремль, ни правительство официально не сказали ни одного слова в поддержку степашинских инициатив, несмотря на неоднократные его выступления "по теме".
Высокопоставленный источник на Старой площади заметил в беседе с обозревателем "НГ", что амбиции Степашина на фактически президентское "покровительство" не подтверждены Конституцией, так как СП - орган парламентского контроля. В правительстве, из-за отсутствия положительного заключения которого на поправки в закон о СП и тормозится ее преобразование, намерения Степашина открыто называют попытками "размыть полномочия правительства в финансовой сфере".
"Надо повышать эффективность в рамках имеющихся полномочий и менять аудиторов", - заявил "НГ" пожелавший остаться неназванным источник в руководстве Совета Федерации, ранее отстаивающий планы Степашина.
Глава подкомитета Госдумы по связям с СП Валерий Гальченко, который еще в 2000 году в компании ряда депутатов (среди них Павел Крашенинников и Владислав Резник) вносил радикальные поправки в закон о СП, легшие в основу внесенного уже сенаторами в 2002 году "компромиссного варианта", подтвердил "НГ", что "закон идет трудно". Гальченко уверен, что накануне "выборов в парламент вряд ли кто-то будет устраивать бои за Счетную палату". Не до нее. Тем не менее в обновленной Думе, по расчету Гальченко, есть возможность "закрепить за СП статус главного контрольного органа".
СП, достигнувшая при Степашине пика своей активности и фактически ставшая "спусковым крючком" многих нашумевших коррупционных дел - хищения в МПС, МВД и Минобороны, сегодня оказалась на пределе своих возможностей. Обладая широкими расследовательскими способностями, контрольный орган как раз-то контролировать дальнейший ход своего аудита не в силах. Сомнительная "слава" предшественника СП - советского Комитета народного контроля (его заряжали лишь по "особым поручениям") - явно не соответствует самовосприятию Степашина и его видению системы контроля в демократическом государстве. Однако наличие разнообразных контролирующих органов - КРУ Минфина, ГКУ администрации президента, а также четкое позиционирование Генпрокуратуры не дает возможности СП "разгуляться".
"Все будет зависеть от соотношения сил. Однозначного отношения нет ни в Кремле, ни в правительстве, ни в парламенте к этим предложениям", - расплывчато говорят в администрации президента. По давнишнему замечанию Касьянова, предложения Степашина, по сути, относятся к политической сфере. В нынешнем же политсезоне у Думы и президента грядут выборы, у кабинета министров - административная реформа, удвоение ВВП и борьба с бедностью. СП в ее нынешнем виде итак всех устраивает. Вряд ли кто-то возжелает в столь "деликатный" период рождения на свет карательной машины с суперполномочиями. Сомнительно также, что президент, в чьей администрации, кстати, есть свои контролеры - Главное контрольное управление, - захочет именно сейчас обменять налаженный механизм на ответственность за чужие амбиции и потерю единственного "независимого" от исполнительной власти ревизионного органа, коим пока остается СП.
После выборов же никто не исключает, что и в работу кремлевской администрации, и в деятельность правительства (в части необходимости КРУ Минфина) будут внесены коррективы. Тогда в более спокойной обстановке, видимо, и решится "проблема СП".