На днях ЮНЕСКО распространило заявление о том, что здание Большого находится в угрожающем состоянии, если не начать ремонт немедленно, то потом будет поздно. Конечно, можно отмахнуться от декларации, ни к чему уважаемую организацию не обязывающей (не ЮНЕСКО же выделяет необходимые на реконструкцию и реставрацию миллионы долларов). Но и московская пожарная инспекция давно предупреждает о том же: непредсказуемое это дело - играть спектакли в помещении, где искрится ветхая проводка и нет специальных незадымляемых лестниц и запасных выходов.
Разговоры о необходимости ремонта ГАБТА идут так давно, что за это время можно было построить не один, а несколько театров. И нельзя сказать, чтобы ничего не делалось. Особенно на словах. Государственные деятели (а в предвыборный год особенно) горячо ратуют за культуру вообще и за Большой в частности. Ведь это учреждение при всех режимах символизирует державу и придает престиж ее вывеске - независимо от того, называется ли театр императорским, советским или государственным.
В самом театре принимают срочные меры. По словам директора ГАБТа Анатолия Иксанова, следующий сезон пройдет в точечных строительных работах. Дряхлый фундамент будут укреплять шурфами на фоне крайне сложных гидрогеологических условий. (Европейские эксперты так ужаснулись плывущим почвам под театром, что категорически не рекомендовали Большому хоть как-нибудь углубляться вниз. Существующий проект реконструкции с подземными гардеробами придется пересматривать.) Не терпит отлагательства ремонт покосившихся колонн на главном входе и трещин северного фасада. Вопиет о замене допотопная электрика: в ГАБТе до сих пор актуально напряжение 127 вольт. Летом следующего года планируют наконец начать реконструкцию. После печального опыта долгостроя Новой сцены хочется, чтоб ремонт не напоминал кошку, которой отрубают хвост медленно и по частям...
Впрочем, Большой не собирается настолько погрязнуть в реставрации, чтобы ослабить внимание к своему главному делу - производству опер и балетов. Если в нынешнем сезоне Большой выдал семь премьер, то в 2003-2004 гг. их будет шесть - два балета и четыре оперы. Кроме этого запланированы камерные вечера в Бетховенском зале, специальные показы "Пиковой дамы" с участием Юрия Темирканова и приглашенных певцов, гастроли итальянской танцевальной труппы "Атербалетто". В балетную афишу возвращаются спектакли Баланчина: 12 марта премьера "Симфонии до-мажор", "Агона" и трех па-де-де великого балетмейстера. "Ромео и Джульетту", декларированную театром как "самый необычный проект последних лет", будут совместно ставить драматический режиссер Деклан Донеллан, знаток Шекспира и британский театральный нонконформист, и хореограф Раду Поклитару, принципиально отрицающий танец на пуантах. Продолжится аренда опер, опробованная ГАБТом на "Силе судьбы" и "Адриенне Лекуврер": в октябре нас ожидает "Макбет" из Флоренции и Палермо в постановке знаменитого Эймунтаса Някрошюса, первая за сто пятьдесят лет постановка этой оперы Верди в Большом. Сезон завершат Вагнером, что для Москвы чудо чудное и диво дивное. Это Гергиев в Мариинке великого немца культивирует, а у нас его оперы не игрались очень давно. "Летучий голландец" - совместная постановка с Баварской оперой, режиссер спектакля на Новой сцене - известный оперный скандалист и эпатажник Петер Конвичный. Для главной сцены - "Мазепа" Чайковского, которую к 28 января срежиссирует Роберт Стуруа. К апрелю появится никогда не ставившийся в Москве "Огненный ангел" Прокофьева, от постановщика нашумевшей в прошлом сезоне "Принцессы Турандот" американки Франчески Замбелло, снова приглашенной в ГАБТ.
В принципе то, что на Западе давно стало традицией, у нашей достаточно консервативной публики может прослыть новацией. Но ГАБТ уверенно соблюдает баланс между более-менее надежным репертуаром основной сцены (с обкатанными в мире и в Большом именами постановщиков) - и откровенным эстетическим риском. Риск сослан на другую, изначально предназначенную для экспериментов сцену. Известных драматических режиссеров приглашают ставить оперы. Любят копродукцию с другими театрами и аренду спектаклей (распространенная мировая практика). Сочетая патриотизм с искусством, половину названий новых спектаклей ищут среди отечественных авторов музыки, другую половину находят среди иностранцев. Делают упор на классику в современной упаковке и выходят на мало освоенный в России репертуар ХХ века. Судя по списку премьер, Большой хорошо освоил международные правила игры в современный музыкальный театр, претендующий на значимость - респектабельный, но и открытый новому.
Что до проблем ГАБТа, то ноги их растут оттуда же, откуда вышло недавнее заявление правительства России: мы, оказывается, опередили Америку и страны Евросоюза по темпам экономического роста. Но беда в том, что валовой продукт как величина виртуальная сильно отличается от просто продукта. Последнего после победных реляций не стало больше на столах семей, живущих за чертой бедности. И от того, что любой чиновник, выйдя на публику перед занавесом ГАБТа, считает нужным сказать: "Я очень волнуюсь, стоя на этой прославленной сцене", - мало что ускоряется в неторопливом бюрократическом государственном механизме.