Третий день государственного визита Владимира Путина в Великобританию прошел под знаком "большой энергетики". Ведь Россия и ее западные партнеры ни в чем так успешно не сотрудничают, как в деле перекачки нефти и газа с Востока на Запад. Выступая перед шотландской общественностью, президент не без гордости сказал о российских энергоносителях: "У нас это есть. Есть в достаточном количестве и по приемлемым ценам". Эту мысль Владимир Путин развил вчера и на международной конференции "Россия-Великобритания: долгосрочное партнерство в области энергетики". "Энергетика - это локомотив нашей экономики. Ее рост стимулирует и подталкивает развитие многих отраслей", - подчеркнул президент. Он не без удовольствия упомянул контракт "Бритиш Петролеум" с ТНК, а также участие "Шелл" в проекте "Сахалин-2". Реализация этих проектов в общей сложности сулит России 17 млрд. фунтов стерлингов инвестиций, а Объединенное Королевство, таким образом, превращается в одного из ведущих инвесторов в российскую экономику. По мнению Путина, эти проекты "лучшее подтверждение коренных изменений в инвестиционном климате России". Радует президента и то, что растет оборот российских ценных бумаг на Лондонской бирже. В январе-апреле он достиг 6 млрд. фунтов стерлингов. "Для начала неплохо!" - похвалил биржевиков Владимир Путин. Затем он перешел к газовой отрасли и рассказал о далеко идущих последствиях создания большого североевропейского газопровода, который "обеспечит надежность и стабильность российских поставок в Великобританию". Тут он немножко покритиковал британские страховые компании и порекомендовал им предоставлять условия по крайней мере не хуже, чем предоставляют компании других стран. "А можно было бы и лучше", - заметил Путин. И вообще президент дал понять, что англичанам не следует особенно расслабляться. Ведь к российским энергоносителям проявляют интерес и в других уголках мира. Очень заинтересованы в российских нефти и газе страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые развиваются очень быстро, а вот топлива им не хватает. Путин намекнул, что не за горами новые сделки века, причем именно на азиатском направлении. "Это просто грандиозные проекты", - сказал президент, но подробностями делиться не стал. Выступавший вслед за российским президентом премьер-министр Тони Блэр намек, кажется, понял. Он заявил, что с большим энтузиазмом относится к энергетическому партнерству с Россией. "Когда газопровод будет построен, он свяжет в единую упряжку Великобританию и Россию", - уверенно заявил премьер-министр. Тем более что, как признался Блэр, его страна скоро превратится исключительно в импортера энергоносителей.
Британский премьер продемонстрировал хорошее знание нефтегазовой отрасли, сообщив аудитории, что Россия уже сейчас добывает столько же нефти, сколько Саудовская Аравия. "Удивительная мысль", - сказал Блэр и задумался. В отличие от Путина премьер-министр произносил речь не по бумажке и все время ходил как бы по кругу. Он раз пятнадцать повторил слова "партнерство" и "связи". Российский президент слушал его выступление без наушников. Министры энергетики двух стран Игорь Юсуфов и Стивен Тинз тоже общались без переводчиков, когда подписывали меморандум о взаимном сотрудничестве по североевропейскому газопроводу.
В конференции участвовали 200 топ-менеджеров энергетических фирм, банкиров и чиновников экономических ведомств двух стран. Создалось впечатление, что в эти дни на берега Темзы переместилось все руководство российской "нефтянки" вместе с обслуживающим ее банковским сектором. Наиболее внушительную делегацию прислала ТНК. В лондонском Ланкастер-хаусе, где проходила конференция, присутствовали 8 руководителей компании во главе с Виктором Вексельбергом и Германом Ханом, а также хозяева "Альфы" Михаил Фридман и Петр Авен. "Газпром" также делегировал восемь своих посланцев под предводительством Алексея Миллера. Были представлены и российские банкиры. Своих коллег из Министерства энергетики привез Игорь Юсуфов. А вот глава "Роснефти" Сергей Богданчиков, видимо, в целях экономии государственных средств прибыл без сопровождения. Но лишь ему одному из всех нефтяных магнатов доверили выступить на конференции с докладом о стратегии развития данной компании до 2015 года.
К сожалению, многие коллеги его не слушали, поскольку сразу после подписания меморандума покинули аудиторию вслед за Путиным и Блэром. У российских нефтяников в Лондоне, видимо, было немало неотложных дел. Лишь Виктор Вексельберг задержался в холле, чтобы дать Первому каналу комментарий по поводу сделки с БП. А в это время в зале заседания произносил весьма изысканный спич Филипп Уотс, председатель комитета управляющих директоров группы "Роял Датч Шелл". Он вспомнил классика: "Киплинг сказал, что Восток это Восток, а Запад это Запад и они никогда не сойдутся вместе. Может быть, он не ездил в Россию, у нее уникальное географическое преимущество". При этом наиболее интересные перспективы, сказал Уотс, у России именно на Востоке. Тут выяснилось, что не только Путин и Блэр на "ты", их примеру уже последовали капитаны газовой отрасли. Это и подчеркнул в своем выступлении Алексей Миллер: "Доклад Филиппа это иллюстрация того, как хорошо мы знаем друг друга". Глава "Газпрома" похвалил усилия российского руководства по улучшению инвестиционного климата и сделал смелый прогноз: "В первой четверти нового века российская газовая промышленность будет развиваться очень интенсивно". Здесь Миллер не удержался, чтобы немного не порекламировать свою фирму: "Газпром" имеет безупречную репутацию надежного поставщика в Европу. Он всегда в полном объеме и в срок поставлял газ для своих потребителей". А вот европейские коллеги, судя по дальнейшему замечанию главного газовика России, ведут себя не всегда безупречно. "Либерализация рынков ЕС ведет к размыванию механизмов долгосрочных контрактов". Смысл этого заявления аудитория, видимо, поняла с полуслова, ведь в зале присутствовали только специалисты.
Судя по всему, не все гладко проходит у российских нефтяников. Ожидалось, что как раз по случаю исторического визита Владимира Путина в Англию будет окончательно закреплено соглашение между БП и ТНК. Но вчера выяснилось, что не хватает каких-то юридических формальностей. Заключительное оформление сделки ожидается лишь через несколько недель. Тем временем сообщается, что живыми деньгами БП заплатит уже не 3 млрд., как ожидалось раньше, а только 2,4 млрд. "Где же потеряли 600 миллионов?" - поинтересовались журналисты. Но Михаил Фридман их успокоил: "Соглашение, которое мы сегодня подписали, на 100% соответствует тому, что подписано в феврале. Никаких изменений не произошло. Был только adjustment по отношению к долгу компании". И чтобы окончательно развеять всякие сомнения, Фридман добавил: "Все что мы делаем, будет исключительно прозрачно соответствовать тем легальным стандартам, которые существуют не только в России, но и в мире по этому поводу".
Лондон