Вчера при солидном стечении народа открылся юбилейный, 25-й Московский международный кинофестиваль. Солидное стечение - это около двух десятков наших узнаваемых актеров и режиссеров, прошествовавших по синей ковровой дорожке ко входу в кинотеатр "Пушкинский", где их вальяжно встретили хозяева: президент ММКФ Никита Михалков и директор ММКФ Ренат Давлетьяров, неуловимо напоминавший о том, что Джеки Чан и в этот раз не приедет.
В приснопамятные советские времена девизом Московского фестиваля было: "За гуманизм и дружбу между народами!". Уж как там фестиваль боролся за гуманизм, одному Богу ведомо, но дружба между приближенными к распространению билетов на просмотры и работниками автосервисов, стоматологами, директорами продмагов и "Березок" была обеспечена. Остальные готовы были выстаивать очереди, кончавшиеся за горизонтом, чтобы урвать билет на фильм, например... Да какая разница, на какой. Главное - урвать билет на фильм. А еще важно, чтобы никаких Ивановых, Петровых, Сидоровых среди действующих лиц не было, а были Смиты и Джонсоны, которые на радость зрителям иногда выдыхали "fuck!" (скромно переводимое как "о, как неудачно!"), лишний раз доказывая безнравственность зарубежного кино.
С точки зрения чисто кинематографической Московский кинофестиваль никогда не был значимым. Нам-то казалось, что Московский фестиваль крут и многозвезден. Мы просто не знали тогда, что Каннский, Венецианский, Берлинский фестивали существуют не только для антисоветской пропаганды, более того - мы на них очень даже прилично светились. Только нам об этом не особо рассказывали. Многозвездным он, пожалуй, был. Раз в два года в июле Москва наполнялась зарубежными звездами разной величины и яркости, но, во-первых, как правило, это были "сочувствующие", во-вторых, боязливый пиетет перед Советами был столь велик, что от греха подальше показаться тут было полезно. Присуждение в 1963 году главной премии "несочувствующему" Феллини с фильмом "81/2" сопровождалось невероятным скандалом. Тогдашнему председателю жюри Григорию Чухраю было велено в случае ослушания и присуждения таки Феллини главной премии положить партбилет на стол. Но Чухраю уже доводилось до этого не единожды класть на стол партбилет, и каждый раз через несколько дней ему его возвращали. Перспектива очередной кратковременной разлуки с партбилетом не вызвала у режиссера-фронтовика надлежащего страха, и Феллини уехал в Италию с главным призом Московского фестиваля.
Тогда ММКФ, разумеется, был на полном государственном довольствии. На шумиху и помпу наша страна никогда денег не жалела. Сейчас Московский кинофестиваль довольствуется фиксированной суммой - 72 млн. руб. Пожалуй, для солидного фестиваля бедненько. Государственные деньги составляют на данный момент примерно две трети финансирования.
Многие связывают Московский фестиваль с именем Никиты Михалкова, считая фестиваль чуть ли не михалковским детищем. Но это не так. Михалков - что-то вроде полномочного представителя государства на ММКФ, фигура внушительная, но номинальная. Денег он не добывает (для этого есть государство), организацией не занимается (для этого есть "Интерфест" и Давлетьяров), на решение жюри не влияет (для этого пока никого толком нет). Гордость Никиты Сергеевича - зарубежные гости, и то не совсем оправданная. Дело в том, что звезды приезжают в рамках промоушна привезенной на фестиваль и уже закупленной российскими дистрибьюторами картины. По большей части в контрактах у актеров значится пункт, согласно которому они обязаны представлять фильм там, куда он едет и где закупается, давать интервью в период раскрутки фильма. Приезд даже самых крупных гостей оплачивает либо дистрибьюторская компания, либо сама компания-производитель - в зависимости от условий контракта. На данный момент с прелестями московских дорог и российского сервиса знакомятся Софи Марсо с очередным мужем, Джина Лоллобриджида, один из самых затейливых режиссеров мирового кино Питер Гринуэй, любимый актер Бергмана Макс фон Сюдов. Чуть позже появятся Фанни Ардан и даже, возможно (внимание, любительницы американских бицепсов!), Стивен Сигал.
В этом году на ММКФ обрушился интерес правительства. За неделю до начала фестиваля из кабинета министров пришел заказ более чем на тысячу (!) приглашений на церемонию открытия. Протокольная служба зарыдала и отказала практически всем, кому приглашения были забронированы. Проникнуть на церемонию открытия в этом году оказалось сложнее, чем в спальню английской королевы. Впрочем, думается, не только правительственный интерес закрыл многим дорогу в кинозал "Пушкинский". Начиная с четверга в разных местах Москвы (в основном - в подземном переходе на "Пушкинской") шла бойкая торговля с рук приглашениями на церемонию. Билеты в задних рядах и на балконе предлагались по 300 долл., в пределах десятого ряда - 500-600. Правда, справедливости ради заметим, что тратить такие деньги много желающих не нашлось. В пятницу приглашения расходились уже по 200 на балкон, по 400-500 в непосредственной близости к VIPам.
Чтобы не заканчивать на грустной ноте, сочтем такое положение вещей благом. За билетами на фильмы ни давки, ни переплаты на фестивале практически не бывает. А это значит: все знают, что хорошие фильмы уже закуплены, так что можно и потом посмотреть. Значит, поднялся прокат, значит, появились у людей деньги на кино и видео, значит, в триаде "кино, вино и домино" кино уже не на правах бедного родственника.