Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, срок действия которой уже истек, выполнена всего на 30%. И даже выполненные пункты программы - разделение функций заказчика и подрядчика, переход на договорные отношения между коммунальными службами и их клиентами - пока что остаются не более чем формальностью. Между тем цены на жилищно-коммунальные услуги в регионах с одинаковыми условиями различаются зачастую в пять и более раз. Об этом вчера шла речь на заседании коллегии Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Заместитель министра по антимонопольной политике Александр Егорушков отметил, что демонополизация предприятий в жилищно-коммунальной сфере сегодня является одним из приоритетов деятельности МАПа. "Хозяйствующие субъекты систематически злоупотребляют доминирующим положением на рынке коммунальных услуг, - подчеркнул заместитель министра. - Не случайно президент назначил вице-премьера, курирующего вопросы ЖКХ".
В ходе реализации программы демонополизации на рынке коммунальных услуг Министерство по антимонопольной политике столкнулось с "окаменевшей" системой. "Традиция административного управления сферой ЖКХ, складывавшаяся годами, оказалась очень инертна, - отметил другой заместитель министра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин. - Поэтому переход на рыночные механизмы дается с трудом. Выход малых предприятий с частной формой собственности на рынок жилищно-коммунальных услуг сдерживается имеющимися административными барьерами. Муниципальные органы власти часто создают по отношению к ним дискриминационные условия, и все конкурсы на размещение подряда выигрывают "свои" структуры".
Нередко муниципальные образования возлагают функции заказчика на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые жилищно-коммунальные организации. В результате происходит совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице. "Это ведет к формальной процедуре заключения договоров, исключает объективный контроль за качеством и количеством предоставленных услуг и применение экономических санкций", - заметил Анатолий Голомолзин.
Однако и заключенные между коммунальными службами и населением договоры часто являются простой формальностью. Перечень прав и обязанностей подрядных организаций пока отрабатывается, не готовы и типовые формы договоров. В результате хозяйствующие субъекты часто отказываются от включения в договоры условий по качеству услуг, объясняя это отсутствием материальных возможностей их выполнить.
Среди основных нарушений антимонопольного законодательства предприятиями ЖКХ при формировании тарифов заместитель министра назвал включение в тариф и неосуществление капитального ремонта, необоснованное увеличение заработной платы работникам ЖКХ, включение в тариф сумм предполагаемых неплатежей, потерь в инженерных сетях, завышение объемов потребления тепла и воды, а также практику двойного счета, когда одни и те же расходы учитываются в разных статьях.
Анатолий Голомолзин отметил, что МАПу сложно защищать права потребителей в жилищно-коммунальной сфере, поскольку в перечень субъектов, которые могут пострадать от нарушения законодательства о конкуренции, не внесены физические лица. К тому же до сих пор нет законодательного определения локальным монополиям, и это также осложняет работу территориальных органов МАПа.
Еще более пессимистично на перспективы жилищно-коммунальной реформы и демонополизации предприятий ЖКХ смотрит заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Петр Шелищ. "Идея разделения службы заказчика и подрядчика хороша, но для ее реализации нет главного - нет конкурентной среды, - считает депутат. - Люди, которые всегда работали рядом, теперь просто сидят в разных местах. И заказчики никогда не оставят подрядчиков без денег. Так уже произошло в Санкт-Петербурге. Я, кстати, очень надеюсь, что у назначенного вице-премьера Владимира Яковлева есть какие-то нереализованные идеи в этой сфере. Потому что то, что было им реализовано в Питере, в качестве примера не годится. Там никакой реформы ЖКХ нет".
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Депутат Государственной Думы
2000-2003
17 июня 2003 г. # КВ-0873
Заявление
В связи с прекращением исполнения функций Председателя научно-консультационного совета компании "Базовый элемент" с 17 июня 2003 г., все мои высказывания по вопросам внутренней, внешней, внешнеторговой, экономической и региональной политики, а также по проблемам развития отдельных секторов экономики и оценка деятельности лидеров отдельных регионов и конкретных министерств являются личной точкой зрения автора, не согласованной с позицией акционеров и руководства компании "Базовый элемент".
Депутат ГД
Ремчуков К.В.