Вчера Конституционный суд решил разобраться, насколько ряд положений Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) и Закона "О прокуратуре РФ" соответствуют Конституции. Дело было инициировано по запросу законодателей Башкирии и Татарии. Они считают неконституционными действия Генпрокуратуры РФ при проверке соответствия региональных конституций или уставов Основному закону страны. Требуя признать тот или иной акт недействительным, прокуроры обращаются в суды общей юрисдикции, в то время как заявители считают, что такие проверки должны проходить только в рамках конституционного производства, то есть в Конституционном суде.
Представитель Госсовета Татарии Фарит Мухаметшин рассказал о том, что Генпрокуратура подала иски о несоответствии местной Конституции федеральной по 42 статьям: "Но только в двух случаях претензии имели под собой законную основу", - заявил татарский законодатель. Он упрекнул работников прокуратуры и судов общей юрисдикции в предвзятости и некомпетентности.
Когда же было предоставлено слово "другой стороне", стало ясно, что никакой полемики по этому вопросу не будет. Представители президента, Госдумы и Совфеда поочередно поддержали требования истцов. Правда, перед этим случилась заминка, вызвавшая оживление среди слушателей и журналистов. Стало ясно, что никто не желает высказываться первым. Думец Сергей Попов и сенатор Юрий Шарандин явно были настроены сначала послушать то, что скажет представитель президента Михаил Митюков.
Согласно положениям ГПК суды общей юрисдикции могут рассматривать дела о проверке законности нормативных актов органов государственной власти всех уровней, включая региональные. А согласно Закону "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель вправе опротестовывать противоречащие закону правовые акты в судах общей и арбитражной юрисдикции и требовать признать такие акты недействительными. "Но природа нынешней проблемы в том, что правоприменитель не учитывает уровня отведенной ему компетенции. Сложилась практика сплошного контроля над нормотворчеством, - считает Михаил Митюков. - Но региональные конституции или уставы не являются какими-то подзаконными актами, как бы это ни хотелось кому-то представить. И проверять законы такого статуса вправе только Конституционный суд. Такова позиция главы государства".
Заявители не скрывали своего торжества. Долгое время Генпрокуратура успешно выполняла роль поводка для строптивых регионов. Теперь же президент и Федеральное собрание признали неконституционность ее действий и тем самым существенно уменьшили ее возможности. Надо полагать, Валерий Зорькин не упустит шанс бескровно восстановить статус-кво своего ведомства, вернув ему монопольное право по вопросам конституционности. "Добро" на это от президента получено.