Полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский разработал программу по созданию на территории Новосибирска свободной экономической зоны (СЭЗ) и отправил ее премьеру Михаилу Касьянову. Для скорейшего интеллектуально-коммерческого взрыва полпреду нужны бюджетные деньги и изменения в старых законах. Недостающие нормативы (по меньшей мере закон о СЭЗ), без которых уже не раз плачевно заканчивались подобные почины, по мнению Драчевского, могут подоспеть и позже.
Полпредство предлагает "отработку механизма быстрого прорыва России на рынок высоких технологий". Проект "Старт" предусматривает сразу три особыу зоны. Первая именуется "Исследовательский центр" и должна обладать правами и льготами наукоградов. Соответственно - особый административный, налоговый и таможенный режим, упрощение процедуры регистрации предприятий, компенсация части арендных расходов, упрощение процедур въезда иностранных партнеров и т.п. Вторая ОЭЗ - "Технико-внедренческий центр" - по идее превратит научные технологии в законченные продукты: отмена лицензирования, упрощение процедуры регистрации экспортно-импортных операций, освобождение от уплаты таможенных пошлин на ввозимые и экспортируемые товары.
Кроме того, зоне предлагается обеспечить щадящий контрольно-ревизионный режим.
Вливание в науку обеспечит Сибирский венчурный фонд. Стартовый капитал фонда Драчевский предлагает создать "на паритетных началах (на возвратной основе) за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации, долевом участии СО РАН и крупных корпораций". Как утверждает полпред, "емкость рынка по имеющимся разработкам оценивается в 40-50 млрд. долл. в год. В случае запуска проекта ожидается открытие в течение 2-3 лет до 500 малых и средних компаний с планируемым объемом производства 3-4 млрд. долл. в год. Плюс "прорыв в информационных технологиях, биотехнологиях, нанотехнологиях: возрождение высокотехнологических производств и вывод научного бизнеса из тени. Это должно компенсировать многократное восполнение затрат бюджета в течение нескольких лет за счет прироста налоговых поступлений".
Управление и контроль за денежными лавинами предлагается осуществлять "администрации, которая объединит современных менеджеров и наиболее авторитетных ученых". Ну и полпредство "готово оказать активное участие в реализации проекта".
Пока контролировать нечего. "Академия наук, - сетует Драчевский, - как юридически, так и функционально во многом находится вне реалий экономического пространства и обречена на низкий экономический результат. В соответствии с существующими законами интеллектуальная собственность не может быть использована с целью получения прибыли. Все финансовые операции, включая внебюджетные, в которых участвует легальная российская наука, регламентированно проводятся через казначейство, что, по существу, "отстраняет" НИИ и КБ от банковского сектора и реальной экономики. Это серьезно затрудняет доведение открытий и изобретений до внедрения".
Сенатор от Ленинградской области, экс-заместитель министра экономики Сергей Васильев еще в начале 90-х разочаровался в проекте: еще не созрело государство. "Проблемы финансирования науки и внедрения научных результатов в бизнесе действительно существуют, но то, что предлагается Драчевским, этих проблем не решает. На самом деле - это создание внутреннего офшора под видом СЭЗ будет использовано жуликами для обмана государства, как это в нашей стране происходило каждый раз при подобных обстоятельствах. Достаточно вспомнить Ингушетию, Байконур, ЗАТО, - рассказал "НГ" Васильев. - Конечно, льготами воспользуются научные институты, но в гораздо больших масштабах - конторы, не имеющие никакого отношения к науке. Будет еще одна большая дырка в бюджете. Впрочем, я полагаю, что Минфин не пропустит подобный проект. Ключевая проблема научно-технической сферы - венчурное финансирование. В этом смысле изменение статуса НИИ никак проблему не решает. Главный вопрос - кто даст деньги под сверхрискованные проекты".
В правительстве идеей действительно не вдохновились. На днях в полпредство пришел ответ: в целом инициатива, которую рассмотрели в Минпромнауке, Минфине и Минэкономразвитии, - одобряется. Однако без четкой нормативной базы и расчетов (тут Минфин бьется за каждую бюджетную копейку) никто Драчевскому особый статус отписывать не собирается. Полпреду предлагают использовать существующую нормативную базу. Правда, именно из-за несовершенства законов, а также без одобрения Москвы полпред вряд ли рискнет пуститься в финансовые лабиринты научных офшоров.