Согласно последним исследованиям ВЦИОМа, 69% опрошенных считают, что партии, которые в настоящее время представлены в Государственной Думе, не защищают интересы сельских жителей. Такое мнение мне представляется закономерным.
О том, что сельское хозяйство страны находится в критическом состоянии, известно давно. Но хоронить его не только неразумно, но и опасно. Во-первых, потому, что это вопрос национальной безопасности. Без сильного агропромышленного комплекса придется наращивать импорт продовольствия, то есть ставить себя в зависимость от стран-экспортеров, которые будут пытаться диктовать свои условия. Продовольственная удавка - очень хороший рычаг воздействия. Печальный опыт Ирака наглядно это демонстрирует.
Во-вторых, "мертвое" сельское хозяйство - это "мертвая" экономика всей страны. Хозяйство не в состоянии купить трактор, комбайн, косилку, грузовик - значит, стоят заводы, производящие эту технику. Крестьяне вынуждены сокращать посевные площади - без заказов остаются мелиораторы и заводы, производящие удобрения. Нет урожая у фермера - нет работы для предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию.
Отсюда третье "потому": если сельское хозяйство умрет, вся страна станет одним сплошным очагом социальной напряженности. У нас на аграрный сектор работают две трети страны: один работающий крестьянин обеспечивает занятость от шести до двенадцати горожан. И, значит, "мертвый" АПК - это десятки миллионов безработных по всей стране.
Министерство сельского хозяйства все последние годы проводит такую аграрную политику, что выращивать зерно, скот, птицу давно уже стало невыгодно. У нас больше половины сельхозпредприятий нерентабельны или убыточны, а их прибыль в прошлом году составила всего 10 млрд. руб.: в два с половиной раза меньше, чем в 2001 году! Именно Минсельхоз должен обеспечивать условия, при которых выращивать зерно будет выгодно. А по закону о государственном регулировании АПК должен обозначать пороговые цены: верхняя планка - для плохого урожая, чтобы рост цен на рынке зерна не привел к резкому удорожанию хлеба на прилавках; нижняя - на случай хорошего урожая, для защиты сельхозпроизводителя, чтобы он не был в убытке. И стабилизировать рынок министерство тоже обязано: при росте цен организовать интервенцию зерна на рынок, при падении изымать излишки по этим фиксированным ценам. Причем пороговые цены необходимо устанавливать еще весной, чтобы крестьянин знал, чего ему ждать осенью, когда придет пора собирать урожай. Правительство хвастается перед президентом: мол, Россия стала одним из крупнейших экспортеров зерна, обогнала Канаду и Австралию. А что "достигнуто" это за счет того, что животноводческий комплекс страны не обеспечен кормами, умалчивает. Следует напомнить, что общепризнанная норма обеспеченности зерном рассчитывается примерно из одной тонны зерна на душу населения в год. Поэтому говорить об "избыточном производстве зерна" при населении около 150 млн. человек и производстве 80 млн. тонн не приходится.
О чем, как не о вине министерства, можно говорить, если грошовыми "ножками Буша" сомнительного качества забит рынок, а наши птицефермы стоят на грани разорения? Все дело в том, что в США сельское хозяйство дотируется государством, а американцы не едят куриные ножки. Для них это отходы, которые раньше шли в утиль. Зато сейчас благодаря нашему правительству американцы продают нам этот "пищевой мусор", делают на нем бешеные деньги, а наши птицефермы умирают, потому что продавать наших кур по цене американских окорочков невыгодно. Достаточно увеличить пошлину, а из полученных средств дотировать, как это делается во всем мире, нашим птицефермам разницу в цене. То же самое касается и говядины, и свинины, и овощей. Это и называется защитой отечественного товаропроизводителя.
Набирающие силу в последнее время разговоры о том, чтобы списать долги сельского хозяйства, - это популизм чистой воды. Решать проблему с долгами надо по уму: прежде чем списывать старые долги, нужно создать условия, не допускающие появления новых. Нынешняя политика нацелена именно на то, чтобы посадить крестьян на долговую привязь. Вернее, не посадить, а удержать: сейчас 85% сельхозпредприятий на этой привязи сидит. Долги за ГСМ, долги за лизинг, долги по налогам. АПК нужна срочная общая реанимация.
Правительство должно ввести гарантированные закупки отечественной сельхозпродукции по фиксированным ценам. Необходимо кардинальным образом изменить таможенную политику. Она должна прежде всего закрыть доступ в страну для дешевой некачественной, вредной для здоровья сельхозпродукции.
То есть в целом нужно на государственном уровне относиться к сельской отрасли как к стратегическому ресурсу России. У нас есть несколько регионов, руководители которых сумели вопреки федеральной налоговой политике выкроить из местного бюджета средства на целевую поддержку аграрного сектора. Это, естественно, не те объемы, что требуются. Но результат все равно заметен: в Краснодарском и Ставропольском краях, в Башкирии, Мордовии, на Алтае, в Белгородской, Орловской и других областях сельское хозяйство держится на плаву.
Но на уровне регионов проблему не решить. И у Государственной Думы, и у правительства есть все для того, чтобы изменить ситуацию. Это принесет результаты в самое ближайшее время. Только для этого нужно не раздавать обещания о том, как будет хорошо селу после выборов, а работать сейчас. Поэтому - возвращаясь к результатам социологического исследования - вывод может быть один: в следующем парламенте обязательно должна присутствовать аграрная фракция, защищающая интересы крестьян. И Аграрная партия России будет делать для этого все возможное.