Можно (или пока нет) рассматривать и строить взаимодействие между Россией и Арменией как двусторонние взаимовыгодные отношения, формируемые только под воздействием существенных изменений в мировой политике? Можно (или уже нет) развивать эти отношения только в рамках СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС? Или, отбросив "сомненья прочь", опираться только на сложившийся в течение веков формат взаимоотношений между нашими народами и странами?
На протяжении веков Россия была для Армении дверью в мир. Русский язык служил ключом к этой двери, а российская государственность была залогом безопасности армян. Восстановление государственности Армении не отдалило ее от России, а наоборот, упрочило дружбу между народами, сняв предпосылки для идеологически утвержденных отношений между "старшим" и одним из "младших братьев". Сегодня есть два равноправных партнера, которым полезно сотрудничать и приятно дружить.
Начавшийся сразу после распада СССР непрерывный и открыто заявляемый процесс реального, дееспособного и прагматичного сближения Армении и России стал частицей современной, беспрецедентно динамичной модели мировой политики. Этот факт признают и друзья, и недруги подобного сближения. Так этот факт комментируют и аналитики, которые нынешний миропорядок квалифицируют категориями десятилетней давности и описывают терминами "Запад" или "Восток", все чаще на деле обозначающими лишь страны света. Были даже попытки некоторых экстремально настроенных патриотов на уровне "пикейных жилетов" пустить в ход мертворожденную идею о бесполезности и даже вредности развития межгосударственного сотрудничества между Арменией и Россией.
В первую очередь этим патриотам необходимо разобраться в действующей концепции внешней политики России. Или, скажем, провести сравнительный анализ трансформации двусторонних и многосторонних межгосударственных отношений, используемых сегодня во всем мире. Той трансформации, которая основывается на комплексном анализе признаваемых всеми сторонами мировых реалий, преследует цели национальной безопасности в рамках обеспечения международной безопасности для всего мирового сообщества, взаимодополняющим образом реализуется на принципах разумной традиционности и предсказуемой концептуальности внешней политики каждой из сторон.
Под этим углом зрения, как мне кажется, нужно рассматривать и трансформацию традиционно добрых армяно-российских отношений - на предмет их соответствия требованиям времени и реальному течению современной мировой политики.
Как и многие страны, Армения в своей внешней политике исходит из необходимости всестороннего международного сотрудничества, обеспечивающего национальную безопасность страны и ее экономическое развитие. Подобный подход встречает понимание у всех основных внешнеполитических партнеров Армении, которые сами сегодня двигаются в том же направлении, правда, с разной скоростью, но по тем же геополитическим азимутам.
В этом процессе нельзя постоянно оглядываться назад и любоваться своим прошлым, смаковать ожидаемые собственные достижения и предполагаемые чужие неудачи в надежде на автоматическое разрешение имеющихся проблем.
Основой равноправных взаимоотношений государств (и особенно двусторонних) является, без сомнения, стратегическое сотрудничество, в том числе в политической и военно-технической сферах. Но, как мне кажется, в современных условиях этот скелет может остаться в шкафу, если он не обретет плоти, не обрастет деловым и надежным экономическим "телом". Особенно важно экономическое сотрудничество для исторически сложившегося партнерства, не желающего своей дискредитации вследствие замедленных и/или неадекватных реакций участников на имеющиеся реалии. Чрезвычайно актуально оно и в рамках реорганизуемых, но тем не менее сохраняющихся объединений государств, намеренных совместно противостоять вызовам сегодняшнего дня.
Именно в таком направлении взаимодействуют сегодня Россия и Армения. Так, подписав с 1992 года более ста семидесяти договоров и соглашений во всех сферах межгосударственного взаимодействия, наши страны в конце 2002 года подписали наиболее значимое из них - соглашение о передаче государственного имущества Армении для погашения задолженности перед Россией. Оно касается сравнительно небольшого долга объемом около 100 млн. долл. Но само соглашение - прецедент, исключительный по своему содержанию и назначению, поскольку подписывается между участниками СНГ впервые. Оно естественным, гармоничным образом входит в русло всего комплекса наших отношений, еще более углубляя их. Это достижение, позволяющее рассматривать новое, более доверительное экономическое партнерство, столь необходимое для всего комплекса межгосударственного сотрудничества между Арменией и Россией.
Очевидно, что и отдельные государства, и все мировое сообщество в целом, в том числе и в лице международных организаций, также отслеживают ситуацию, понимая необходимость детерминированной, предсказуемой и четкой трансформации межгосударственных отношений. В этом непрерывающемся эволюционном процессе дискредитируется как страна, игнорирующая реалии и насущные требования международной политики, так и страна, слишком резко и радикально меняющая проверенные временем и подтвержденные историей традиции своей внешней политики. Истина всегда находится где-то посередине, к ней необходимо прийти нашим странам совместно, в рамках неуклонно, несмотря ни на что, усиливающегося двустороннего сотрудничества между Арменией и Россией, на базе концепций национальной безопасности и экономического развития наших стран, на условиях крепнущего международного сотрудничества.