Не успели отзвучать восторженные речи по поводу конструктивного сотрудничества с НАТО, приуроченные к майскому заседанию "двадцатки", как Москву окатили холодным душем из Вашингтона. Ведущие мировые СМИ сообщили о намерении администрации США начать самую масштабную со времен Второй мировой войны передислокацию войск к границам России. Ранее аналогичная информация уже передавалась президенту по каналам СВР и ГРУ Генштаба, однако какой-либо заметной реакции информаторы не дождались.
На территорию Польши и стран Балтии планируется перебросить американский контингент из Германии; новые базы США появятся также в Румынии и Болгарии. Это прямое нарушение Основополагающего акта Россия-НАТО, не допускающего "дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил" на территории новых членов альянса. Интересно, что посетивший в эти дни Москву специальный советник генсека НАТО по вопросам Центральной и Восточной Европы Крис Доннелли дал понять, что обеспокоенность России в расчет приниматься не будет. Правда, нынешняя российская дипломатия под руководством Игоря Иванова и примкнувший к ней генерал-полковник Юрий Балуевский вместо того, чтобы ставить на повестку дня Совета Россия - НАТО действительно важные для интересов Москвы вопросы, занимаются бесплодной суетой вокруг мифического сотрудничества с альянсом в области нестратегической ПРО.
Ответ на вопрос о целях переброски можно найти в документе под названием "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития вооруженных сил США", который готовился под руководством Дональда Рамсфелда. Там прямо говорится о том, что интересы Соединенных Штатов как великой державы распространяются на все без исключения регионы мира. Отмечается заинтересованность в поддержании выгодных для США региональных балансов сил, которую обусловливает необходимость предостеречь вероятных противников (Россию. - Прим. авт.) от опасных форм военного соперничества с Америкой.
В контексте последних событий явно не случаен и визит Джорджа Буша в Краков. Там на переговорах президентов США и Польши решались не только вопросы участия Войска Польского в оккупации Ирака, но также вырабатывалась совместная линия на свержение руками белорусской оппозиции режима Александра Лукашенко. Варшава не только с удовольствием согласилась играть роль проводника интересов Вашингтона в регионе, но и подтвердила свою готовность разместить иностранные контингенты, а при необходимости - и элементы системы ПРО.
Впрочем, повышенную военную активность Пентагон проявляет не только в Европе, но и в Азии. В Министерстве обороны США изучают возможность создания новых баз на севере Австралии, Филиппинах и даже во Вьетнаме. Как прямое директивное указание ставится задача противодействовать российскому военному экспорту в страны ЮВА. Речь, в частности, идет о срыве поставок 18 российских истребителей Су-30МКМ в Малайзию на сумму 900 млн. долларов.
Большие надежды Соединенные Штаты связывают с военным присутствием на территории стран СНГ, которое планируется сделать постоянным. Особый акцент делается на Грузию и Азербайджан, полностью ориентированные на США. Идет вовлечение в процесс "партнерства" Киргизии, Казахстана, Армении, Таджикистана, которых уже начали "подкармливать" бесплатными поставками американских вооружений. Зоной жизненных интересов США уже объявлен Каспий, где для поддержания стабильности Пентагон готов на прямое военное вмешательство.
На этом фоне особенно очевидны внешнеполитические ошибки, допущенные Москвой. Немотивированный вывод миротворческого контингента с Балкан, закрытие баз на Кубе (Лурдес) и во Вьетнаме (Камрань), согласие на американское военное присутствие на постсоветском пространстве привели к образованию вакуума безопасности, который и стремится сегодня заполнить Вашингтон. Не исключено, что после ухода Кастро с политической арены в том же Лурдесе могут обосноваться американцы.
Последние события вокруг Ирака и начавшаяся подготовка к военной акции против Тегерана отчетливо продемонстрировали, что военная сила (прежде всего американская) остается решающим фактором мировой политики.