Резкий рост розничных цен на хлеб стал одной из главных социально-экономических новостей последних недель. Объясняют этот рост подорожанием зерна, каковое подорожание, в свою очередь, выводят из того, что, дескать, слишком увлеклись экспортом зерна прошлогоднего хорошего урожая, мало себе оставили. А кроме того, перекупщики придерживают свои запасы, ждут, чтобы цены еще взвинтились. Эксперты - как экономические, так и политические - начали делать разнообразные выводы. Самые радикальные предсказывают России к осени голод. Более умеренные требуют ограничить продажу зерна за рубеж. А вице-премьер федерального правительства министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, сетуя на чрезмерную либеральность российского рынка, предлагает административно устанавливать цены на хлеб.
Интересно, однако, что, согласно сообщениям региональных корреспондентов "НГ", в разных частях страны ситуация с ценами разная. Выходит, либеральность рынка неравномерно распределена по просторам России.
Кажется парадоксом, что значительное подорожание происходит в регионах, являющихся крупными производителями зерна. В Ростовской области хлеб подорожал сразу на 20-22%, и это произошло впервые за два года. В Саратовской области цены по сравнению с июнем прошлого года повысились на 23%.
Но хлеб дорожает не только в классических житницах Юга России. В Ярославской - цены за одну только неделю поднялись на 10%. В Карелии хлеб постепенно дорожал как в прошлом году, так и в нынешнем, но в разных районах республики очень разными темпами. В Петрозаводске с начала года цены повысились всего на 5%, в Сортавале - на 23%, а есть районы, где цены не изменились.
И, наконец, есть регионы, где все спокойно - во всяком случае, пока. В Пермской области за последние три месяца цены на хлеб поднялись не более чем на 1,5-2%. Стабильной с начала года остается цена в Иркутской области. А в Томской цены на самые популярные сорта хлеба не меняются в течение двух лет.
Но в экономике то, что выглядит парадоксом, как правило, лишь кажется парадоксом. Эксперты логично объясняют рост цен в крупных зернопроизводящих регионах тем, что именно там производится зерно качественное, конкурентоспособное, оно-то в первую очередь и в больших количествах и уходит на экспорт. А стабильность цен в тех регионах, где производство зерна не слишком велико, тоже находит свои рациональные объяснения.
При том что либеральность российского рынка (как, впрочем, и многие другие его параметры) действительно сложно умом понять, а аршином измерить, в роли реальных рыночных механизмов выступают зачастую власти. В том числе региональные.
В Кемеровской области цены на хлеб практически не меняются. Объясняется это тем, что местные власти создали страховой фонд в 90 тыс. тонн зерна. В Ярославской области сравнительно небольшой рост цен специалисты объясняют тем, что мукомольным предприятиям из областного бюджета выдается льготный кредит около 100 млн. руб., что позволяет им приобретать зерно в самое удобное время по низким ценам. В Саратовской области, предвидя рост цен, еще зимой заложили в областной бюджет средства для субсидирования земледельцев. Это позволило и скачок цен смягчить, и посевную нынешнего года провести.
Государственное (региональное) регулирование остается зачастую решающим фактором. В Карелии до недавнего времени удавалось сдерживать цены благодаря участию республиканского правительства в контроле над Кондопожским комбинатом хлебопродуктов, который производит почти половину муки для карельских хлебопеков. Теперь рычаги контроля над акционерным обществом в значительной мере утрачены. И в магазинах Кондопоги хлеб сейчас дороже, чем в среднем по республике.
Сохранить ли нам государственное влияние на хлебный рынок или ликвидировать его немедленно как чуждый пережиток - сегодня это вопрос праздный. Никто его ликвидировать не собирается. Поэтому речь пока может идти лишь о степени его эффективности.
Все разговоры о ценах на хлеб сегодня неизменно сводятся к трем словам: "государственная товарная интервенция". По мнению экспертов, государство осенью и зимой закупило примерно 4 млн. тонн зерна. Это почти точно соответствует нынешнему дефициту продовольственной пшеницы - по данным Союза мукомолов, дефицит составляет 4,5-5 млн. тонн. Самое бы время и произвести интервенцию, вбросить эти ресурсы на рынок и тем самым сбить цены. Не вбрасывают пока. По сообщениям информационных агентств, интервенция планируется на более поздние сроки.
Но тем временем в Самаре уже с конца марта приостановлена работа некоторых мельниц - не с чем работать, нет продовольственного зерна. Специалисты отрасли не помнят такой ситуации за последние двадцать лет. Самарские хлебозаводы ищут сырье за пределами области, но там не торопятся с ним расставаться, ждут, что будет с ценами.
Нынешний рост цен на зерно, муку и, как следствие, батоны и буханки объясняется, конечно, не только и не столько прошлогодним экспортом. Скажем, в Саратовской области из 4 млн. тонн произведенного зерна за пределы области было продано только 1 млн. тонн. А области, чтобы не иметь проблем с ценами, достаточно 2 млн. тонн. В чем же проблема?
Отчасти в том, что большая часть зерна, произведенного в России, для выпечки хлеба не годится - это фуражное зерно. И причин тому тоже масса - от климатических до агротехнических. Достаточно сказать, что удобрений на российские поля вносится в несколько десятков раз меньше, чем в странах с развитым агрокомплексом. И крестьянским хозяйствам в стране, где государство старается регулировать АПК, самим эту проблему не решить.
Еще одна давно навязшая в зубах причина роста цен на хлеб: рост цен на горючее, запчасти и т.д., рост транспортных и энергетических тарифов. И производители зерна по весне за бесценок закладывают еще не выращенный, даже не посеянный хлеб продавцам ГСМ - чтобы все-таки посеять. Сюда руки государства-регулятора рынка никак почему-то не дотягиваются.
Понятно, что с нефтяными компаниями, энергетиками, транспортниками государству надо быть вежливым - у них ресурсы, которые всегда пригодиться могут. Но вот один из региональных корреспондентов "НГ" так завершил свое сообщение по данной теме: "Ожидаются губернаторские выборы. В таком контексте повышение цен на хлеб было бы крайне нежелательным".
Разве только губернаторские выборы ожидаются?