Беспрецедентное по размаху, уровню представительства, а заодно и театральности международное действо, приуроченное к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, завершилось финальным актом мировой политики в виде переговоров президента Владимира Путина и президента США Джорджа Буша. Их беседа продолжалась всего час, но, учитывая известные обстоятельства, сам факт первой после иракской войны встречи двух лидеров имел самодовлеющее значение. Главное: саммит подтвердил, что российско-американскому стратегическому партнерству нет альтернативы. Как с учетом национальных интересов двух стран, так и в интересах стабильности во всем мире.
В подтверждение этого президенты вчера подписали в Константиновском дворце протокол о ратификации парламентами двух стран Договора о стратегических наступательных потенциалах. Тем самым начинается предусмотренный этим документом процесс практического свертывания этих "запасов" примерно втрое. Что касается Ирака, то Россия, судя по высказываниям Путина, готова к конструктивному взаимодействию "по иракской проблематике". Не исключается, что российские компании снова будут работать в Ираке. На переговорах поднимались и не менее острые темы ядерных программ Северной Кореи и Ирана, причем по ним выявились в основном совпадающие мнения.
Примечательно, что Россия и США, о чем заявил Буш, намерены и дальше укреплять двустороннее сотрудничество в области ПРО. Не менее существенно, что американский президент куда более определенно, чем днем раньше лидеры ЕС, поддержал курс Кремля на урегулирование в Чечне. Как и другие договоренности, включая экономическую сферу, а тем более приглашение Путину посетить осенью Кемп-Дэвид, все это свидетельствует о том, что "иракская заноза" в отношениях между Москвой и Вашингтоном устранена и обе державы возвращаются в активному стратегическому взаимодействию. Это, несомненно, важно накануне Эвиана.
Итоги саммита Путин-Буш выглядит более конкретными, чем результаты предшествовавшей ему встречи Россия-Евросоюз. Во-первых, последняя выглядела чрезвычайно парадной. Во-вторых, "формат 26-ти" (РФ, 15 членов ЕС плюс 10 кандидатов) обрек ее на расплывчатость. В-третьих, деловой встрече, обычно проходящей за закрытыми дверями, по российской инициативе была придана небывалая гласность и транспарентность. Все это автоматически превращало петербургское действо в некое "европейское вече", где каждый участник стремился подчеркнуть на виду у всех свои исключительно добрые намерения, поступательное развитие партнерства с Россией, замечательные общеевропейские планы и т.д.
Резюме подробно изложено в Совместном заявлении. В нем подчеркивается, что "саммит отразил качество и интенсивность сотрудничества Россия-ЕС и вновь подтвердил нашу приверженность углублению стратегического партнерства на основе общих ценностей". В документе провозглашается курс на создание "в долгосрочной перспективе" общего экономического пространства. Участники договорились "работать вместе над присоединением России к ВТО", а также "провести интенсивное обсуждение" воздействия расширения ЕС на взаимоотношения с Россией". Разумеется, не забыты и другие важнейшие задачи - от борьбы с международным терроризмом до разоружения и нераспространения ОМУ.
Итак, планы туманны, а конкретики маловато. Разве что решение заменить существующий Совет сотрудничества Постоянным советом партнерства, который должен действовать в качестве координационно-распорядительного органа по всем вопросам сотрудничества. Это напоминает замену одной надстройки отношений РФ-НАТО на другую - "двадцатку". Даст ли что-то смена вывески в российско-евросоюзных отношениях?
При всем взаимном благоволении в Константиновском дворце все-таки не обошлось без диссонанса. Российская сторона, видимо, очень надеялась на то, что партнеры преподнесут нам в юбилейной обстановке подарок в виде согласия на создание проходов в "шенгенской стене" и конкретный план перехода к безвизовому передвижению россиян в еврозоне. Но партнеры по ЕС не проявили широты души. Они не обозначили даже примерные сроки, когда и как это могло бы произойти. Председатель Комиссии ЕС Романо Проди ничем не порадовал. В Совместном заявлении смогли записать лишь то, что "Россия и ЕС согласились изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы".
Тем не менее мы не вправе не замечать в целом положительного развития отношений РФ-ЕС. Декларация намерений тоже играет свою роль, стимулируя активизацию партнерства. Есть даже зачатки практического сотрудничества в рамках Европейской политики в области безопасности и обороны, о чем, в частности, напомнил президент Франции Жак Ширак. Политически, несомненно, важно, что своей атмосферой и содержанием всех 26 выступлений петербургский саммит был созвучен идее общеевропейского единения и взаимодействия Европы в строительстве мира ХХI века.
В целом международная часть петербургского юбилея ознаменовалась зримым успехом для России, Кремля, президента. Международный авторитет нашей страны прибавил в весе. Россия сейчас как бы на коне. Но в эйфорию впадать не следует. Сам по себе Санкт-Петербург не гарантирует прочности наших позиций. В конечном счете имидж страны всегда зависит от того, насколько ее власти умеют обеспечивать достойную жизнь своим гражданам. А не только юбилейный досуг высоким гостям.