- Сергей Вадимович, как вы оцениваете эффективность расходования средств, отпущенных на юбилей Санкт-Петербурга?
- Не хочется говорить об этом перед юбилеем города, потому что получится, что я единственный ленинградец, который критикует, а все остальные только хвалят. Это не совсем справедливо. Конечно, жесткая критика со стороны Счетной палаты относительно исполнения программы восстановления Санкт-Петербурга сыграла свою роль. Кроме того, ситуация во многом изменилась с приходом в Госстрой Николая Кошмана. Город к празднику все-таки удалось подготовить. Хотя как долго сохранится на Петропавловской крепости штукатурка - это другой вопрос.
Но хочу напомнить: на реконструкцию моему городу со всех регионов страны было выделено 40 миллиардов рублей. 40 миллиардов! Кроме бюджета самого города. Четкие задачи были поставлены каждому министерству и ведомству. Владимир Путин несколько раз говорил о подготовке к юбилею. Не использовать такой шанс┘ Когда покойный Анатолий Александрович Собчак проиграл выборы, стали говорить: наконец-то пришел хозяйственник... Каждый должен нести свой крест.
- А какие именно нарушения были допущены в ходе реализации программы восстановления Санкт-Петербурга?
- Вернемся к июлю 1999 года, когда я возглавлял правительство и проводил первую госкомиссию по подготовке города к юбилею. В программе подготовки были три составляющих. Первая - возрождение культурного центра Санкт-Петербурга и его пригородов. Эта часть во многом выполнена.
Вторая составляющая - это "старый город" и ветхое жилье. Она касалась тех, кто сегодня живет в тяжелейших условиях. Санкт-Петербург - мировой рекордсмен по коммуналкам. Ситуация в этой части вообще никак не решена. И недавно мы договорились с Николаем Павловичем Кошманом, что будем готовить предложения правительству, а может быть, и президенту по созданию федеральной целевой программы реконструкции коммунального и ветхого жилья Санкт-Петербурга. И заняться этим необходимо сразу после праздников.
Третья составляющая, тоже до конца не реализованная, за что администрация города подвергалась серьезной критике, - восстановление и ремонт инфраструктурных объектов. В первую очередь дорог. Почти миллиард рублей потрачен, а кроме 6-7 проспектов все остальные улицы и магистрали в запущенном состоянии. К сожалению, часть средств ушла на другие цели, в частности на строительство третьей кольцевой дороги. На основании решения коллегии мы подготовили очень жесткое представление администрации города.
- Кто должен отвечать за то, что деньги были использованы неэффективно? Только питерский губернатор?
- Можно перечислить почти все министерства и ведомства. Много претензий было к Госстрою. Есть претензии и к администрации города. Замечу, что с самого начала сложилась очень любопытная ситуация, когда в правительстве долго сомневались, кому давать средства, чтобы их не растащили. В конце концов прямое поручение было дано президентом бывшему полпреду в Северо-Западном округе Виктору Черкесову. Затягивание начала ремонтно-восстановительных работ привело к тому, что реализация конкретных объектов не была произведена в срок.
- Согласны ли вы с тем, что Владимир Яковлев должен досрочно покинуть свой пост?
- Это не принципиальный вопрос. Надо отдать должное Владимиру Анатольевичу. Он сдержал свое слово, которое в свое время давал и мне: два срока, и я ухожу. Единственное - хотелось бы, чтобы выборы в Санкт-Петербурге прошли поприличнее, чем раньше, без грязи и бандитизма. В 1999 году, когда я избирался в депутаты, чего только ни происходило: попытки сорвать выступления, избиение некоторых моих советников и помощников. Я просто не жаловался никогда, потому что было неудобно: если Степашин не может справиться с бандитами, то что про остальных говорить.
И еще: когда ты идешь на выборы, понятно, что тебя многие поддержат - не только потому, что ты им симпатичен. А потому, что после этого нужно будет платить по процентам. Я уже об этом говорил и Валентине Ивановне, она прекрасно все понимает. Очень важно на выборах в Санкт-Петербурге прийти к власти с чистой программой и приличными чистыми людьми.
- В Чеченской Республике аудиторы Счетной палаты не обнаружили масштабных нарушений. Там действительно стали меньше воровать?
- Выводы у нас были достаточно серьезные. И если почитать наши акты и отчеты, то и цифры серьезные. Но в Чечне прошел референдум, появилась надежда на то, что мрачное время убийств, терактов, разрушений и разговоров о том, что республика - это "черная дыра", все-таки закончится. Поэтому Счетная палата постаралась не только недостатки подчеркнуть. Мы, в первую очередь ваш покорный слуга, несколько изменили тональность. Если постоянно говорить о недостатках - руки опускаются. Важно было изменить психологию подхода к Чеченской Республике, подойти к ней как к субъекту Российской Федерации. Может быть, это не дело Счетной палаты, мы ведь "считаем" и не должны поддаваться эмоциям. Но я на это специально пошел, и коллеги меня здесь поддержали.
Но проблемы в республике, конечно, есть. Во-первых, сейчас по нашим материалам прокуратура расследует растрату в размере 20 миллионов рублей. Во-вторых, только по одной организации в Твери мы непосредственно выявили несколько миллионов бесследно пропавших рублей. В фирму, которая должна была поставить оборудование в Чечню, пошли деньги. В результате - ни фирмы, ни оборудования, ни денег. И конкретные люди у нас за это ответят, и очень быстро. В-третьих, мы обнаружили нецелевое расходование более трехсот миллионов рублей и будем решать вопрос о повышении бюджетной дисциплины. Но скажу честно: по сравнению с предыдущей проверкой элементарный порядок наводится. Если бы, конечно, не взрыв здания правительства и потеря огромного количества материалов, то, наверное, легче было бы готовить бюджет этого года. В республике тем не менее работает система казначейства, появилось первое отделение Сбербанка, создано свое Министерство финансов. Говорить о том, что в Чечне полный беспредел, нельзя.
- Насколько эффективно расходуются средства, выделенные республике на строительство?
- В Чечне освоено около 95 процентов средств, выделенных на капитальное строительство. А из объектов, которые мы сумели посмотреть, пущено всего 30 процентов. Получается, что деньги размываются и подсчитать здесь что-то очень сложно. Мы сказали и Кадырову, и Попову: друзья мои, возьмите два - три объекта, доведите их до конца. Давайте подумаем, например, о восстановлении нефтеперерабатывающего предприятия в самом Грозном. Но самое главное сейчас - это четкая целевая инвестиционная программа "Жилье для чеченского народа". Недавно было принято решение о выделении каждой потерявшей жилье чеченской семье 250 тысяч рублей, с тем чтобы они могли на эти деньги строить. Важно только то, чтобы эти деньги не ушли боевикам, которые живут в том числе и за счет федеральных средств, напрямую отнимаемых у населения. Особенно в горных районах, где проконтролировать, что там построено, на самом деле трудно.
- То есть вы не исключаете, что нарушений в республике значительно больше?
- Дело не в нарушениях, а в системе. С полным убеждением могу сказать, что существующая система восстановления Чечни неудовлетворительна. Почти нет работающих предприятий. Это психологическая травма для людей. Представьте себе, что происходит, когда человек не работает и живет на мизерное пособие. Как ему деньги зарабатывать? Опыт подсказывает, как...
- Все ли замечания Счетной палаты в настоящее время принимаются во внимание?
- Примерно 90 процентов представлений выполняются. Кстати, со следующего бюджетного года за нецелевое расходование средств наказание будет ужесточено. Казначейство будет блокировать счета провинившихся. Это сильнейший, самый мощный инструмент. Но хочу подчеркнуть: не нужно нас сравнивать с правоохранительными органами. В нашу задачу не входит сажать людей, и необязательно, чтобы человек сидел. По нашим информационным письмам и предложениям в Генпрокуратуру мы не получили ни одного отказа. Уже в этом году по нашим материалам возбуждено около 50 уголовных дел.
Хотя есть, конечно, и попытки дезавуировать некоторые наши материалы. Вот почему мы предлагали поправку в закон о Счетной палате, дающую нам право прямого обращения в суд. Если мы видим, что деньги растаскиваются, мы готовы выступать как юридическое лицо, непосредственно защищающее интересы государства в судах. К сожалению, ни одна из тех поправок к закону о Счетной палате, которые предлагал в том числе и Совет Федерации, а до этого и президент страны, в Госдуме так и не прошла. Дума ждет, когда правительство даст положительное заключение. Прекрасно понимаю кабинет министров: кому нужно, чтобы к тебе постоянно ходили, проверяли и еще об этом всем рассказывали. Вопрос не к правительству, парламент должен определиться.
- Почему вы не будете присутствовать на праздновании юбилея вашего родного города?
- 29 мая уезжаю в Баку. Мы впервые проводим там совместное совещание Счетных палат Азербайджана и России, на котором собираемся рассмотреть несколько серьезных программ, касающихся торгово-экономического партнерства двух стран, взаимодействия на Каспии, нефтяную тематику.