Последние внешнеполитические ходы Кремля явно предназначены для того, чтобы отчасти сгладить негативные последствия предыдущих действий Москвы. После охлаждения отношений между США и Россией, вызванного оценками Кремля войны с Ираком, Москва продолжает делать новые шаги к примирению.
После принятия на прошлой неделе резолюции СБ ООН по Ираку можно с осторожным оптимизмом говорить, что кризис в российско-американских отношениях, связанный с иракским "Шоком и трепетом", преодолен. Помимо этого на прошлой неделе в Брюсселе в штаб-квартире НАТО Сергей Иванов заявил, что Россия готова сотрудничать с альянсом в военных действиях в Афганистане. "Осенью НАТО возглавит миротворческую операцию в Афганистане, и мы готовы сотрудничать с альянсом в этом вопросе с учетом того, что он отражает интересы России", - заявил Сергей Иванов. По его словам, "Россия могла бы предоставлять натовским миротворцам в Афганистане разведданные, тыловое обеспечение, осуществлять спасательные операции, если такие потребуется провести на севере Афганистана вблизи таджикско-афганской границы". Однако в соответствии с прежней позицией Москвы, добавляет Сергей Иванов, Россия пока не планирует направлять в Афганистан воинские контингенты.
Наконец, глава военного ведомства России в ходе своего недавнего визита в Вашингтон (21-22 мая) предложил американской стороне ряд направлений сотрудничества в области стратегической ПРО. В сравнении с недавней необычайно жесткой позицией Москвы о недопустимости каких-либо модернизаций уже канувшего в Лету Договора по ПРО 1972 года это, отмечают эксперты, немалый шаг вперед. Тем более что на днях президент США Джордж Буш убрал слово "национальная" из названия "Национальная система противоракетной обороны" (НПРО, National Missile Defense, NMD), объявив, что отныне ПРО будет не только национальной, но и международной. "Соединенные Штаты намерены разработать и развернуть противоракетную систему, способную обеспечить защиту не только Соединенным Штатам и нашим войскам на заморских территориях, но также друзьям и союзникам", - гласит заявление Белого дома.
Действия Москвы говорят о том, что здравый смысл все же возобладал и опасность остаться практически в политической изоляции заставила Москву существенно откорректировать свои предыдущие заявления. К слову сказать, только позиция Москвы по военному присутствию Североатлантического альянса в Центральной Азии за достаточно короткий срок менялась от категорического неприятия баз Североатлантического блока в этом регионе до желания Москвы принять участие в миротворческой операции НАТО.
Однако не исключено, что очередной всплеск миротворческой активности Москвы в Средней Азии на практике может привести к тем же результатам, что и завершающийся бесславный поход Российской армии на Балканы. Это объясняется тем, что значительную роль в Афганистане в условиях объективно существующих ресурсных ограничений России сыграть не удастся. Военные и экономические возможности Москвы сегодня в Центральной Азии относительно слабы (несколько самолетов и вертолетов, дислоцированных в Таджикистане, погоды при любом раскладе не делают). Реальные рычаги влияния на процессы отсутствуют. Поэтому в лучшем случае в миротворческой операции в Афганистане Москва будет играть роль только игрока второго плана, причем исключительно с совещательным голосом.