Бедный всадник.
Коллаж Екатерины Саратовой
Преображение Санкт-Петербурга не закончится 1 июня с отъездом высоких гостей. А, наоборот, только начнется. Город изменится до неузнаваемости - не только внешне, но и функционально. В политбомонде уже всерьез обсуждаются два широкомасштабных проекта, которые, вероятно, будут проанонсированы в ходе торжеств и начнут реализовываться сразу после их завершения. Первый - объединение города и области при соответствующей перестройке всей системы регионального управления. Второй - перенос из официальной столицы в культурную части федеральных ведомств.
О том, что к "переформатированию" Северной столицы готовятся не менее интенсивно, чем к приему зарубежных делегаций, говорят события последней недели. Фактически каждый день приносит новость, которая ранее дала бы пищу для дискуссии на месяц вперед. Воскресенье. Полпред в Северо-Западном округе Валентина Матвиенко высказывается за перенос на невские берега Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов: "Почему бы исходя из истории не перенести судебную ветвь власти в город?" Понедельник. Прокуратура Петербурга завершает проверку городского избиркома и вносит представление о смещении с поста председателя комиссии Александра Гарусова. Вторник. Спикер питерского парламента Вадим Тюльпанов заявляет как о деле решенном, что Владимир Яковлев освободит губернаторское кресло сразу после закрытия праздника. А также о том, что объединение города и области "целесообразно". Вторник. Депутаты Заксобрания Ленинградской области избирают нового спикера, явно оппозиционного губернатору Сердюкову.
Все эти факты говорят только об одном: регион готовят к крупным пертурбациям. Правда, о двух пресловутых процессах - административное слияние Питера с прилегающей местностью и переезд московских учреждений - политики и чиновники говорят пока еще осторожно. Не потому, что не принято принципиальных решений, а потому, что цена обоих вопросов весьма высока. И тем не менее контуры грядущих изменений с каждым днем проступают все явственнее.
План переноса ведомств сегодня выглядит более определенно. Еще в конце 90-х Владимир Яковлев ратовал за передислокацию в Питер Центробанка, Министерства культуры и федерального парламента. Тогдашний управделами Павел Бородин даже приступил к возведению на невских берегах роскошного парламентского центра. Правда, до окончательной реализации проекта дело не дошло, поскольку и Яковлев, и Бородин утратили влияние. Но нынче данная идея подхвачена на самом верху. Коль скоро у президента есть теперь в Питере официальная резиденция, то ничто не мешает и другим учреждениями начать перемещение на север.
Пресс-секретарь полпреда Галина Громова так прокомментировала "НГ" ситуацию с переездом ведомств: "Валентина Ивановна не раз высказывалась за перенос некоторых органов власти в Санкт-Петербург, это не исключено, но это ее личное мнение". О каких-либо консультациях на сей счет Громова пока не слышала.
Надо сказать, что представители судебной власти в Москве пока наотрез отрицают саму возможность перемещения федеральных судов в Питер. Пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов высказался весьма резко: "У нас над этим предложением просто смеются. Идея переноса судебной ветви власти в Питер абсурдна не только с экономической и политической точек зрения, но вообще противоречит здравому смыслу". Одинцову вторила пресс-секретарь Конституционного суда Анна Малышева: "Эта идея даже не обсуждается, поскольку это просто неразумно, нерационально. Не говоря уже о том, что это очень дорогостоящий проект, он существенно осложнит деятельность тех, кто обращается в КС с запросами".
А вот политики и политологи, которые хорошо знают текущую ситуацию в Санкт-Петербурге, считают, что проект Матвиенко вполне реализуем. "Предложение Матвиенко - это единственное реальное предложение по переносу отдельных органов власти, - считает депутат Госдумы Григорий Томчин. - Я, например, не понимаю, как перевести Минтранс, Минкультуры. Куда они будут ездить за деньгами, как они будут ездить на правительство? А вот судебные органы работают достаточно независимо и не требуют большого контакта с другими органами власти". А известный питерский социолог Роман Могилевский утверждает, что авторы этой идеи исходят из высокой культуры юридической подготовки в Петербурге. Но главное, по его мнению, заключается в том, что "нужно сделать первый шаг, и этот первый шаг должен быть менее болезненным, менее затрагивающим интересы бюрократии".
Не так определенно в Питере говорят о возможности и сроках слияния города и области. Но то, что к такому повороту событий уже готовятся, ясно хотя бы из слухов, что после решения вопроса о единой кремлевской кандидатуре на пост губернатора (никто уже не сомневается, что это Валентина Матвиенко) начался подбор кандидатур на пост мэра, который будет руководить городским хозяйством.
В неофициальной беседе с корреспондентом "НГ" один из сотрудников полпредства подтвердил, что идея введения должности мэра "витает", однако к ее реализации, в частности, окружной аппарат пока не подключали, так как подобных распоряжений не было. "Для того чтобы ввести новую для Питера государственную должность, необходимо изменить Устав города - это вопрос к Законодательному собранию", - пояснил наш источник. Он также подчеркнул, что "идея с мэром" не нова - ее в 1996 году выдвигала проигравшая тогда Яковлеву сторона, то есть предвыборный штаб Собчака во главе с Владимиром Путиным. Речь шла о том, чтобы в Санкт-Петербурге как в субъекте Федерации создать одноименное муниципальное образование с введением должности мэра. Наш источник в полпредстве сообщил, что сейчас прорабатывается другой вариант: введение поста председателя правительства города, которое бы формировалось большинством Заксобрания.
Эту версию нам подтвердил и сенатор Вадим Густов: "Пост губернатора в обязательном порядке должен быть сохранен, но нужно, чтобы было еще и правительство города. Губернатор субъекта должен заниматься вопросами, связанными с лоббированием Санкт-Петербурга и решением крупных вопросов субъекта на федеральном и межгосударственном уровнях. Мэр же - проводить колоссальную работу по благоустройству внутри территории".
Несколько иначе трактует грядущие пертурбации Григорий Томчин: "Просто объединение - это долго, нереально и тяжело. А какое-то структурное изменение власти на основе договора между областью и городом, меняющее границы, может и должно быть. Тогда не потребуется и изменения Конституции. Что же касается властной структуры этого "объединения", то можно делить местное самоуправление не на сто частей, а иметь четырнадцать субъектов - регион, собственно город, а также Кронштадт, Петродворец, Зеленогорск, Ломоносов и другие. Их возглавляли бы мэры, а губернатор был бы один. То есть надо не просто объединять город и область и выбирать одного губернатора, а выстроить всю структуру власти".
Наиболее последовательный критик всех вышеописанных проектов - депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которую называют основным конкурентом Валентины Матвиенко на предстоящих выборах. "Предложение Валентины Матвиенко о переносе судебных органов в Санкт-Петербург - абсолютно бесплодная идея, которая принесет только огромные дополнительные расходы, - считает Дмитриева. - Этим деньгам можно было бы найти лучшее применение. Что касается объединения, это в любом случае изменение Конституции. Гипотетически, может быть, здесь есть смысл. Но я не знаю, насколько трудно это организовать юридически". Однако даже Дмитриева не отрицает, что такие планы существуют и уже активно обсуждаются питерской и московской политэлитой.