Россия сталкивается с серьезными угрозами из-за несовершенства экономической и политической системы, заявил президент в Послании к Федеральному собранию. Обеспечение безопасности государства - естественная задача его главы, и он не мог не поделиться с парламентом своими тревогами в ее решении. Хотелось бы взглянуть на проблему с точки зрения нашего внутреннего общественного порядка, о чем также сказал президент, и - конкретно - отталкиваясь от ситуации в Сибири.
Проблемы безопасности государства не ограничиваются его обороноспособностью и противодействием внешним угрозам. Ключевое звено общей системы национальной безопасности - обеспечение законного порядка во всех сферах внутренней жизни страны. В этом - важнейшая функция государства, которую ему делегирует общество. И ответственность за этот порядок - исключительное бремя власти. Ее способность обеспечить спокойную и безопасную жизнь граждан - главное мерило их отношения к ней.
Как мы сегодня живем? Скажем, Петербург теперь "бандитский". А был Северной Пальмирой. Сибирь, символ трудолюбия и самоотверженности нашего народа, превращается в криминальную окраину страны. Жгут леса, чтобы нажиться на списанных делянках. Воруют золото. "По-семейному" делят рыбные квоты, истребляя водные биоресурсы. "Заказывают" уникальных, последних на Земле животных. Заметьте: грабят то, что принадлежит всем и каждому, - природные богатства. На глазах у власти, а то и при ее попустительстве. А верещагиных, которым "за державу обидно", - к ногтю.
Государство не сможет противостоять никаким угрозам, пока, говорит президент, общество остается разбитым на живущие своими узкими интересами группы, а иждивенческие настроения подпитываются попустительством бюрократии к растранжириванию национального богатства.
Беспредел питают соответствующие экономические и социальные условия. Точнее, их отсутствие. Еще вчера заповедью оставалось: "Богатство России Сибирью прирастать будет". Сегодня некоторые "государственные мужи" рассматривают Сибирь как камень на шее - скинуть, чтобы не потонуть. Чего, дескать, государству надрываться с обустройством в бескрайнем крае сносной жизни людей? Их и всего там несколько миллионов. Дешевле переселить, а территории - в концессию. Землю-то кто ж вывезет? Зато денежка будет, да и свои без работы не останутся: на вахту туда ездить будут. Потребительское отношение к Сибири проявилось, например, и в реанимации затеи с переброской рек. Под Москвой, кстати, геологи нашли нефть. Может, забить скважины на Садовом? Казну поправим.
К сожалению, на федеральном уровне нет достаточного понимания или желания понимать важность создания соответствующих законов и принятия на их основе конкретных мер. Необходимо и понимание проблем регионов, где мы, собственно, все и живем, и опять же желание помочь им их решить. Конечно, основная ответственность за жизнь сибиряков - на их властях. Но в таком обширном крае, с малочисленным населением, с инфраструктурой в разы хуже, чем в европейской части, вопросы безопасности не решишь без федеральной поддержки. Тем более при наличии самой длинной здесь части государственной границы.
Острейшая из проблем Сибири - миграция. В некоторых приграничных районах китайцев сегодня больше, чем наших. Почти каждая третья легковушка в Сибири - с правым рулем. Впору переходить на чужое левостороннее движение. Привыкаем к китайской еде. Хорошо хоть вилкой пока орудуем. А то возьмемся за палочки, а там, как говорится, и глаза сузим. Это не анекдот. Привычки, а с ними и ментальность меняются исподволь. Но экономические потери - уже сегодня. Иноземцы браконьерствуют лесом, захватывают инфраструктуру распределения товаров, монополизируют поставки не только ширпотреба, а уже и продовольствия. Глядишь, скоро картошка и мясо на наших столах будут зависеть от милости челноков из-за Амурья. Кроме того, передел пришельцами сложившегося рынка труда ведет к национальной розни. А это уже прямая угроза общественной безопасности. Экспансию не остановить лишь мерами местных властей. Нужна жесткая, опирающаяся на четкое законодательство государственная политика. И в наведении порядка на границе, и в экономическом регулировании, и в координации работы миграционных и специальных служб.
Вопросы безопасности связаны и с состоянием топливно-энергетического комплекса, основной поставщик ресурсов которого - Сибирь. Все сроки вышли, а Стратегия энергетического развития страны так и не принята. Хотя это не только фундаментальный документ для нашей повседневной жизни (ведь он станет основой законодательных ограничений роста энерготарифов), но и инструмент обеспечения энергетической безопасности государства. Речь прежде всего о выравнивании топливно-энергетического баланса страны. Мы транжирим последние запасы газа, а доля угля, которого хватит на века, не дотягивает в этом балансе и до 20%. В развитых же странах он составляет не меньше половины ТЭБа. В начале реформ угледобычу под диктовку МВФ чуть не похоронили. Мы ее отстояли. А нынешний президент, в полной мере осознавая стратегическое значение отрасли, на прошлогоднем заседании Госсовета в Междуреченске поручил чиновникам содействовать в решении проблем угольщиков. И трети из поручений не выполнено. А ведь от этого зависят к тому же и рабочие места, и наполнение местной казны, то есть все то, что и определяет стабильность нашей жизни.
Сибирь не уйдет в отруб российской земли. Не за то ее с руки вскармливали наши предки. Сибирь - такой же естественный ареал обитания русского человека, как Поволжье или Нечерноземье. Мы отсюда не уйдем и не отдадим ее ни на откуп криминалу, ни на грабеж иноземцам. Но вопрос не столько в административных мерах, сколько в создании таких экономических условий, которые привлекали бы в Сибирь людей. Наших людей. Президент призвал поправить закон о гражданстве, чтобы стимулировать приток соотечественников из ближнего зарубежья. Ведь это наши люди, нашей культуры и ментальности. В европейской части с работой туго, а в Сибири, создай здесь сносные условия для жизни, ее всем на века хватит. И мигрантам, и своим. Их ведь тоже немало без работы. Особенно молодых. Под грохот скольких общенациональных строек в Сибири прошла молодость нашего поколения! Может, пора вместо прожекта переброски рек подумать о серьезном проекте, который вновь позовет молодежь сюда? К выгоде для нее и на благо всей России?