В пятницу вечером спикер Совфеда Сергей Миронов одобрил инициативу комиссии СФ по информационной политике - об образовании под эгидой верхней палаты парламента специальной рабочей группы для "выработки проекта предложений по обновлению концепции образа России за рубежом". Об этом "НГ" сообщил глава комиссии СФ Дмитрий Мезенцев.
В Совфеде подчеркивают, что ноу-хау инициативы - собрать ранее разрозненных, а потому неэффективных "пиарщиков России" из ведомств, напрямую отвечающих за позиционирование нашего государства в мире, - представителей МИДа, Минпечати, администрации президента, а также большого бизнеса. Пока же, как констатировали участники закрытой встречи в СФ - помощник президента РФ Сергей Ястржембский, замглавы МИДа Алексей Мешков, замминистра печати Михаил Сеславинский, а также руководство государственных информационных агентств - образ нашего государства желаемых очертаний в глазах мирового сообщества не приобрел. "Независимую" прессу туда не позвали - "чтобы поговорить откровенно". Некоторые подробности, впрочем, удалось узнать.
Во-первых, Россия мало рассказывает о своих достижениях. Потенциал "домов дружбы" за рубежом используется вяло, а сайты диппредставительств России - непопулярны.
Причиной зачастую негативного восприятия миром России назвали также излишнее самобичевание, присущее только отечественной прессе. В пример привели книгу Анны Политковской "Чечня - позор России", с которой журналистка намерена совершить презентационное турне по Европе. Второй по значимости бедой определили недостаток финансовых вливаний во внешнеполитический имидж. Мизерные казенные суммы, по мнению совещавшихся, не в силах перебить отрицательный имидж России. В пример приводились США, которые на свою рекламу тратят 1 млрд. долларов в год. Российский порядок цифр в Совете Федерации назвать категорически отказались. В правительстве "НГ" удалось узнать, что согласно закрытой бюджетной строке на имиджевый наряд России выдается около 170-180 млн. рублей (примерно 6 млн. долларов). Одно из министерств, например, осваивает чуть более 10 млн. рублей. Учитывая предстоящие торжества в Санкт-Петербурге, куда Владимиру Путину удалось зазвать представителей более 43 стран, надо полагать, что не все еще потеряно. В СФ считают, что праздник на Неве существенно повысит акции России за рубежом. В Совете Федерации не скрывают, что нынешних ассигнований на госпиар явно недостаточно.
Последний, самый ощутимый удар России нанес иракский кризис. Миротворческие намерения отмечены не были, зато наибольший резонанс вызвали политические "искания" и не совсем удачное посредничество России между Штатами и расколовшейся Европой.
Между тем задачей группы, как подчеркивает Мезенцев, "станет не пропаганда, а соотнесение положительной действительности с меняющимися реалиями". Тактика банальной "продажи", которая внутри России одинаково используется как для рекламы жвачки, так и продвижения политических лейблов, в мире усваивается плохо. Поэтому СФ намерен "привести в соответствие желаемое и действительное и найти способ успешно рассказать об этом".
Однако, констатируют в Совфеде, никакой симпатии к России в мире не будет до тех пор, пока сами россияне не полюбят свое отечество. Воодушевляющим примером могла бы стать попытка государственных деятелей продемонстрировать знание нового гимна России. Однако картинка, зафиксированная телекамерами, которые снимали Послание, убедительности не внушает. Озаботившийся внешним пиаром спикер Миронов, судя по четкой артикуляции губ, слова гимна выучил. А вот председателю Госдумы Селезневу, у которого депутатский корпус занят "внутренним позиционированием", уверенности в исполнении явно недоставало.