Владимир Путин вошел в Мраморный зал без послания: текст появился на трибуне раньше президента.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В том, что, обращаясь к Федеральному собранию, глава государства учтет тему предстоящих парламентских и президентских выборов, наблюдатели не сомневались. Но никто не ожидал, что речь Владимира Путина по жанру и по сути будет так близка к предвыборному программному выступлению и так далека от рутинного плана работы на год. При отсутствии конкретных рецептов по решению текущих проблем было сделано немало амбициозных заявок на 2008, 2010, 2013 годы и вообще на обозримое будущее.
Предвыборный характер речи подчеркивала ее аллегоричность. Так, президент сделал несколько прозрачных намеков на своих оппонентов и недругов, но никого конкретно обижать не стал. Зато, как никогда подробно, он остановился на успехах последних трех лет, подчеркнув прогресс по сравнению с ельцинской эпохой. При этом иные оценки выглядели явно завышенными - например, утверждение, что "обязанность платить налоги стала нормой жизни". Впрочем, больше было постулатов и призывов, с которыми наверняка никто спорить не будет: о необходимости консолидации всех здоровых сил, о борьбе с бедностью и т.д. Все это соответствовало жанру классического спича, произносимого кандидатом на высший государственный пост.
Бросалось в глаза, что сроки осуществления тех или иных замыслов обозначались весьма расплывчато, что тут же породило множество интерпретаций. Так, "правительство, опирающееся на парламентское большинство", предложено сформировать с учетом выборов в Госдуму. Интерпретаторы поспешили сделать вывод, что оно появится уже в начале следующего года. Но позже замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков намекнул, что кабинет министров нового типа сформируют только после президентских выборов, то есть не раньше середины 2004 года. Еще больше разночтений вызвал пассаж о необходимости удвоить ВВП в течение десятилетия. Комментаторы спорят, какие же сроки имеются в виду: 2010 год или 2013-й?
Правда, появилась конкретика по военной реформе: с 2008 года срок службы по призыву обещано сократить до 12 месяцев. Проблема лишь в том, что с этого времени, если с Конституцией не произойдет никаких изменений, страной будет управлять уже другое лицо. Которому не потребуется отвечать за предвыборные тезисы предшественника.
Нельзя не обратить внимание и на некоторую мозаичность текста Послания: многие важные аспекты внутренней и внешней политики страны были оставлены за скобками. Так, президент ничего не сказал о союзе России с Белоруссией, как и о "союзе четырех" (вместе с Украиной и Казахстаном). Зато произнесено немало теплых слов в адрес ЕврАзЭС, который многим казался менее актуальной организацией. Президент раскритиковал бюрократов, саботирующих административную реформу, но за основу для своих рекомендаций взял план реформы по версии Минэкономразвития - того самого ведомства, из-за которого произошла пробуксовка, - не упомянув при этом альтернативный проект РСПП. И еще одна странность. Буквально на днях на встрече с лидерами думских фракций президент дал понять Борису Немцову, что поддержит план военной реформы по версии СПС, однако Послание опирается на план Минобороны, недавно раскритикованный в правительстве. Все эти противоречия можно объяснить только одним: в тексте, составленном президентскими спичрайтерами, нашли отражения чаяния и суждения лишь тех, кто имеет наибольший доступ в Кремль.
Но и за зубчатой стеной нет единства, что лишний раз продемонстрировало то же Послание. Как известно, замглавы президентской администрации Виктор Иванов настаивает на сохранении жесткой процедуры получения российского гражданства. Недавно парламентское большинство провалило попытку правых и левых депутатов облегчить участь миллионов россиян, которые не могут стать таковыми де-юре. Но президент неожиданно потребовал смягчить закон и намекнул на ущербность позиции Иванова: "Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика".
На этом фоне особенно сильно прозвучали недвусмысленные угрозы в адрес кандидатов, которые собираются конкурировать с партией власти. Из текста Послания вытекает, что власти будут как никогда скрупулезно отслеживать финансовые потоки, идущие на поддержку избирательных кампаний соискателей.
Предвыборный характер Послания не ускользнул от взора западных наблюдателей. "По общему мнению, пятничное выступление - это открытие политической кампании, кульминацией которой должны стать парламентские выборы и собственная заявка Путина на переизбрание в марте следующего года", - констатирует "Нью-Йорк таймс". В том же ключе комментировали Послание и другие западные СМИ.