Сразу несколько наместников президента публично озаботились качеством услуг, предоставляемых государством перемещающимся гражданам. Побывать в шкуре завсегдатаев общественного транспорта отважились Сергей Кириенко (на скором поезде), Леонид Драчевский (в электричке) и Валентина Матвиенко (в метро). Реакция полпредов зависела от степени их погружения в проблему, специфики округа и состояния испробованного средства передвижения.
Сибирский полпред Леонид Драчевский на днях запустил из Новосибирска серию улучшенных скоростных электричек. Одну остановку на новом поезде, как подчеркнули в полпредстве, Драчевский проехал сам. Впечатления от транспортного "мониторинга" полпред огласил во вторник на научно-практической конференции "Транспортная стратегия России".
"Наибольший прогресс, - заявил Драчевский - отмечается на железной дороге. Они идут вперед, внедряют современную технику, вводят в действие новые маршруты скоростных пассажирских поездов". С другими видами транспорта (на них полпред еще не успел прокатиться) ситуация сложнее. "Рынок пассажирских перевозок продолжает концентрироваться на обслуживании московского направления, отражая в своем развитии моноцентрические тенденции, сформировавшиеся в экономической жизни. Такая модель представляется достаточно ущербной. В целом по стране и здесь, за Уралом, должна формироваться сеть крупных научных и промышленных центров, городов, в которых каждый желающий сможет реализовать свои возможности. Из таких "центров притяжения" люди уже не будут стремиться уехать в столицу или за рубеж. Эта "кристаллическая решетка" поможет преодолеть центробежные силы, неизбежные при моноцентрической модели". Для преобразований, посетовал Драчевский, нужны значительные средства.
В Приволжье удержать людей пытаются более оригинальными решениями. Вчера в Чебоксарах Сергей Кириенко открыл вокзал "нового типа". Оборудованный по стандартам акустических требований "транспортный узел" должен возродить давно забытую традицию "вокальных залов", где время пассажиров будут скрашивать живые концерты. "Именно таков изначальный смысл слова вокзал. Это объект не только инфраструктуры, но и культуры", - заявил Кириенко "НГ". Звезды величины Ференца Листа и Иоганна Штрауса (именно они закрепили российский опыт "вокального зала" в Павловске) в Чебоксарах вряд ли появятся. Зато два раза в месяц гарантируются выступления ансамбля национальной чувашской музыки. Теперь, уверяют в ПФО, коротать время на вокзале граждане будут "не в обществе бомжей и карманников", а в обществе саксофона, дудок и жалеек. Вокзальное искусство, по словам Кириенко, превратит тракт в "центр цивилизации и дисциплинирует его посетителей и правоохранительные органы". Бесплатные концерты ансамбля оплатит Джордж Сорос. Именно его фонд спонсирует инициативу Кириенко по проведению в округе программы "Культурных столиц", в рамках которой и прививается забытая вокзальная традиция. Российский бюджет, видимо, решили поберечь для более насущных социальных нужд. Отслушав дудки, Сергей Кириенко отправил простых граждан в "Поезде дружбы" в Канашу, а сам вместе с главой МПС Геннадием Фадеевым, главой Чувашии Николаем Федоровым, министром культуры Михаилом Швыдким поехал к монументу "Матери-покровительницы".
Северо-западный полпред ближе всего подошла к социальным проблемам пассажиров. Валентина Матвиенко проинспектировала старый транспорт. "На днях она внезапно спустилась в метро. Во время своей поездки, общаясь с пассажирами, составила личное впечатление", - рассказал "НГ" главный советник аппарата полпредства в СЗФО Андрей Курылев. А после путешествия под землей полпред обратилась и к наземной инфраструктуре. Впрочем, не самостоятельно - из-за напряженного личного графика задача инспекций была возложена на ее аппарат. Все майские праздники, по словам Курылева, сотрудники полпредства инкогнито разъезжали на трамваях, автобусах, троллейбусах и маршрутках. Свое мнение Матвиенко высказала вчера на совещании в полпредстве. Вызвав ответственных чиновников администрации, полпред указала им на "недопустимые провалы в обеспечении транспортных потребностей горожан и неприемлемость любых попыток затушевать транспортные проблемы". В частности, полпредство в СЗФО на личном опыте сотрудников вскрыло "неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, негодное качество остановок, постоянные перебои в движении общественных маршрутов.
"В связи с заявлением Яковлева о нежелании избираться на третий срок, важно, чтобы в городе не создавался вакуум власти, - пояснил "НГ" Андрей Курылев. - Наши инспекции - это стержень политической координации контроля за болевыми точками городского хозяйства". В частности, заметил Курылев, "мы должны обеспечить полную открытость правдивой информации о состоянии дел и перспективах на транспорте". Матвиенко вчера первое предупреждение сделала: число льготников, пользующихся правом бесплатного проезда, вскоре может сократиться.