В минорной тональности звучали вчера речи известных политиков, правозащитников и представителей правоохранительных органов на конференции "Права человека в России и правозащитная деятельность государства", которая была приурочена к 40-летию НИИ Генпрокуратуры России. Директор этого ведомства Александр Сухарев впервые обнародовал официальную статистику смертности в результате "криминального насилия": ежегодно страна теряет около 30 тысяч человеческих жизней.
По данным председателя думского комитета по безопасности Александра Гурова, в реальности количество погибших в результате насилия более чем в два раза превышает названную цифру. Кроме того, не поддаются никакому учету нарушения прав человека, не приведшие к смертельному исходу. "Даже уличенным в жестоком обращении и применении пыток милиционерам удается избежать уголовного наказания, - заявила председатель комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова. - Безнаказанность - вот причина роста подобных преступлений. Необходимо доводить "милицейские" дела до суда".
Через несколько дней исполнится пять лет, как в России начал действовать институт уполномоченных по правам человека. "Однако выяснилось, что до сих пор во многих регионах страны люди об этом не знают", - констатировал российский "правозащитник # 1" Олег Миронов. Такая ситуация, по его мнению, сложилась из-за плохой работы СМИ.
Впрочем, отнюдь не журналисты виновны в том, что за эти годы уполномоченные по правам человека назначены лишь в 24 республиках и областях. Да и там их взаимодействие с властями зачастую приобретает абсурдный характер. "Например, волгоградский прокурор посчитал несоответствующим федеральному законодательству намерение уполномоченного по правам человека предоставлять прокуратуре свой ежегодный отчет, - возмущался Олег Миронов. - Складывается впечатление, что местные правоохранительные органы не нуждаются в дополнительной информации. Уполномоченных не пускают на таможню, в тюрьмы и следственные изоляторы". Соблюдение прав человека в России нельзя признать удовлетворительным, считает он и предлагает разработать федеральную целевую программу правового просвещения населения.
Олега Миронова поддержал первый заместитель председателя Верховного суда Владимир Радченко: "Проблема должна решаться не путем бесконечного вмешательства судов, а усилением самозащиты граждан, - заявил он. - Активнее должны действовать общественные организации". На что возразил Александр Сухарев: "Возникающие правозащитные структуры почему-то вскоре политизируются, ищут корни нарушений в ветхозаветном сталинизме".