В прошлом году Владимир Путин выступал перед Федеральным собранием 18 апреля.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
В этом году припозднилась не только весна, но и президент со своим традиционным обращением к Федеральному собранию. Что-то постоянно мешало Владимиру Путину собрать у себя сенаторов и депутатов и разъяснить актуальную стратегию развития страны. Послание переносилось на потом из-за войны в Ираке, из-за Пасхи, из-за майских праздников. Визит в Москву Колина Пауэлла снова отодвинул искомую дату - на конец недели, 16 мая. Время, не способствующее широкому освещению данной акции в СМИ. По всему видно, что этому мероприятию в Кремле уже не придают былого значения.
Как известно, сроки и дата оглашения Послания не закреплены ни одним законом или иным нормативным актом. О том, что президент должен ставить задачи перед политэлитой в начале года, а не в середине, уже практически никто не вспоминает. В беседах с обозревателем "НГ" сотрудники Кремля ссылались на неписаное правило, согласно которому Послание должно быть оглашено примерно через год после предыдущего. Но и эта норма не была соблюдена: разрыв между президентскими обращениями составил 13 месяцев. При этом сдвиг даты оглашения Послания с середины апреля на середину мая не был оправдан никакими значимыми обстоятельствами.
Мало того, в этом году Владимир Путин выступит в пятницу, а не в среду, когда планируется очередное (происходящее раз в две недели) заседание Совета Федерации, к каковому мероприятию традиционно приурочивается встреча президента с политэлитой. Однако на этот раз в середине недели произойдет более значимое, с точки зрения текущей политики, событие - визит в Россию госсекретаря США Колина Пауэлла. Он посетит Москву 14-15 мая. Стало быть, именно эти переговоры, а не встреча Путина с думцами и сенаторами, окажутся в фокусе внимания российской прессы. События же, происходящие в пятницу, традиционно уменьшают объем аудитории печатных СМИ. Следующие номера большинства центральных ежедневных газет выйдут только в понедельник. Да и те немногие выходящие в субботу периодические издания население вряд ли прочтет с должным вниманием: майские выходные - пора садово-огородных работ и пикников. Эти занятия никак не способствует углубленному чтению программных выступлений.
Таким образом, задача донести до россиян сказанное главой государства целиком возлагается на телевидение и радио. А информация, переданная электронными СМИ, отличается широтой охвата аудитории, но не глубиной анализа информации. Между тем есть основания предполагать, что именно такой тактикой освещения события в средствах массовой информации и руководствовались в Кремле, выбирая столь необычную дату для президентского обращения.
Все говорит о том, что Послание главы государства к Федеральному собранию постепенно превращается из одного из самых значительных событий года (как это было во времена Бориса Ельцина) в сугубо ритуальное мероприятие. И происходит это по нескольким очевидным причинам. Прежде всего власть старается не артикулировать свои цели и замыслы не только населению страны, но и политической элите. Несмотря на провозглашаемую открытость, в том числе и в информационной политике, Кремль настаивает на своей привилегии проводить самые значимые решения в условиях строжайшей секретности. Показательный пример решений, задуманных и претворенных в жизнь с соблюдением всех законов конспирации, - недавняя реорганизация силовых ведомств. Между тем вектор проводимых преобразований, в том числе и в экономической сфере, подавляющему большинству населения страны по-прежнему неизвестен.
Отсутствие внятных и четких ответов на многие важные вопросы относительно темпов и масштабов проведения реформ - вторая важная причина, превращающая президентское Послание в ритуал, а его формулировки - в размытый по смыслу текст. Ни внутри самой власти, ни тем более внутри политэлиты в широком понимании нет согласия ни по административной, ни по налоговой реформам, ни по реформам жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий. Поэтому принимаемые законы скорее наводят косметический порядок, о капремонте самого устройства государства речи пока не идет.
Но дело не только в этом. По опыту прошлых лет основные задачи, поставленные президентом в Послании Федеральному собранию, не исполняются. Повторять уже в третий раз чиновникам, что все-таки надо сделать с экономикой, главе государства как-то не солидно. В прошлом году, например, Владимир Путин уделил в обращении особое внимание сокращению избыточных административных барьеров и сокращению функций госаппарата. Указания президента не были претворены в жизнь. При этом продолжается перетягивание каната между разными бюрократическими группировками, жесткая борьба за сохранение в неизменном виде своих позиций и ущемления полномочий других. Президент приходит к выводу, что гласность отнюдь не поможет ему преодолеть сопротивление политэлиты.
Приближающиеся федеральные выборы - еще один объективный фактор, который делает любые призывы к преобразованиям бессмысленными, а попытки ясно очертить их контуры - крайне вредными. В период выборов стремление провести какую-либо масштабную реформу, согласия по которой нет на самом верху, может вызвать крайне нежелательный для Кремля раскол в политической и экономической элитах. Говорить же о своих планах на следующий президентский срок Владимиру Путину пока не с руки.