0
581
Газета Политика Интернет-версия

28.04.2003 00:00:00

Выбор "опоры" для Южного Кавказа

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - профессор Института международных экономических и политических исследований РАН.


Россия уже сейчас должна быть готовой к тому, что в ближайшей перспективе расстановка сил в и без того беспокойном регионе, каковым является Южный Кавказ, может существенно измениться.

До последнего времени отношения в регионе определялись несовпадением внешнеполитических устремлений государств Южного Кавказа и наличием ряда "замороженных" конфликтов (Абхазия, Северная Осетия и Нагорный Карабах). Кроме того, в Баку, Ереване и Тбилиси по-разному относились к реализации масштабных транспортно-экономических проектов. Теперь же вполне вероятно изменение характера отношений этих трех стран с США и НАТО, а также региональными державами - Турцией и Ираном. И однозначно - с Россией. И это при том, что "американский фактор" здесь и без того уже сыграл свою существенную роль, что привело к известному ограничению роли России и послужило главной причиной активной поддержки Азербайджаном и Грузией антииракской кампании.

Как известно, руководство Азербайджана с самого начала заявило, что считает США своим стратегическим партнером, и в качестве "активного участника антитеррористической коалиции" предоставило воздушное пространство для пролета американской авиации. Грузия после окончания военных действий в Ираке направила туда взвод военнослужащих. Официальная позиция Армении не была четко сформулирована, но ее президент выступил за полное и безоговорочное разоружение Ирака, официально не поддержав ни одну из воюющих сторон. Результатом антииракской кампании стали также и постепенные изменения в сложившейся ранее расстановке сил и в отношениях государств Южного Кавказа с региональными державами - Турцией и Ираном.

Анкара далеко не из-за прихоти отказала Вашингтону и Лондону в помощи в их войне в Ираке. Она опасалась быть втянутой в намного более опасный конфликт. Поэтому Турция уже на этапе подготовки англо-американского вторжения в Ирак, столкнувшись с серьезной угрозой своей безопасности, пожалуй, впервые не поддержала своих старших партнеров по НАТО. И ее политическое руководство и особенно парламент отказались от размещения на территории страны американских вооруженных сил. Правда, при этом была проявлена готовность ввести турецкие воинские подразделения в Северный Ирак. Но этот план был категорически отвергнут лидерами иракского Курдистана, заявившими, что в случае турецкого вторжения неотвратима тотальная война курдов с Турцией, при этом последняя с большой долей вероятности столкнулась бы также с сопротивлением десятимиллионного курдского населения и на своей территории.

Эта война не обошла бы стороной и соседей Турции - Сирию, Иран и Азербайджан, где проживают компактные группы курдов. Тем самым вооруженный конфликт мог бы непосредственно затронуть Южный Кавказ и активизировать все существующие в регионе межэтнические конфликты и противоречия. Реальной угрозой стабильности стали бы устремившиеся в Азербайджан после начала ударов по Ираку потоки беженцев, преимущественно курдов из северных районов Ирака.

К счастью, этой войны не случилось. Но, оценивая ситуацию, нельзя сбрасывать со счетов и тяжелое кризисное состояние экономик всех трех стран Южного Кавказа. Они поддерживаются на плаву в значительной мере за счет торговых связей с Турцией (Азербайджан и Грузия) и Ираном (Армения). Между тем позиции Ирана, еще ранее заявленного Соединенными Штатами в качестве одной из опор "оси зла", становятся все более уязвимыми по причине непрекращающихся антиамериканских выступлений шиитских общин Ирака. На что весьма жестко реагирует американская администрация.

Подорванная войной в Ираке система региональных связей подталкивает государства Южного Кавказа к поиску более прочных внешнеполитических "опор". Весьма показательна в этой связи позиция Армении. Она согласилась на проведение с 16 по 26 июня на своей территории военных учений в рамках программы "Партнерство ради мира" с участием военнослужащих Турции. Еще вчера, учитывая особый характер отношений между Ереваном и Анкарой, это считалось невозможным. Тем более что "в рамках союзнических отношений" Азербайджан в последнее время неоднократно призывал Турцию оказать помощь в разрешении "замороженного" конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Объяснение столь неожиданных перемен в позиции Армении следует искать именно в разбалансированности региональных направлений сотрудничества. И упомянутые новые "опоры" Ереван видит прежде всего в США и НАТО. При этом Армения не намерена терять и свой статус стратегического партнера России. В Москве, как представляется, это отчетливо понимают. Иначе как объяснить решение российской стороны об участии в предстоящих учениях Североатлантического блока на территории Армении. В то время как в прошлогодних маневрах на территории Грузии российская сторона, несмотря на то что ее приглашали, отказалась принять участие.

Конечно, пока преждевременно говорить о возможности развития параллельных курсов ориентации Армении, Азербайджана, Грузии на сотрудничество с США - НАТО и Россией. Представляется, однако, что из развития такого сотрудничества могли бы извлечь выгоду все его участники. Прогресс мог бы быть достигнут сразу на нескольких направлениях. Во-первых, можно было бы поэтапно решить проблемы известных "замороженных" конфликтов. Во-вторых, были бы решены спорные проблемы в отношениях главным образом между Баку, Тбилиси и Москвой. Наконец, можно было бы создать конкретную систему региональной безопасности, что с учетом возрастающей нестабильности на южных рубежах Азербайджана и Армении было бы весьма актуально.

Конечно, решение всех этих задач в комплексе в настоящее время представляет достаточную сложность. Прежде всего из-за того, что стороны не хотят (или не могут) учесть взаимные интересы друг друга. Но на фоне определенного понимания того, что старые подходы уже отжили себя, дело может быть сдвинуто с мертвой точки. Причем Россия может сыграть здесь ведущую скрипку: к Южному Кавказу она гораздо ближе, чем США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1269
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3140
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2232
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1787

Другие новости