Вчера председатель Госкомстата РФ Владимир Соколин представил правительству предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Итоги оказались хуже, чем хотелось бы, но лучше, чем, по признанию Михаила Касьянова, ожидало правительство. По уточненным подсчетам, на территории России постоянно проживают почти 145 млн. 182 тыс. человек - несколько больше того, что прогнозировалось на основе текущего учета народонаселения. Правда, эта цифра наверняка будет подвергаться сомнению, поскольку председатель Госкомстата признал, что не удалось переписать всех поголовно, что 5% граждан уклонились от общения с переписчиками. Но процент "уклонистов" выведен путем социологических опросов, а стало быть, любые данные о численности россиян будут приблизительными. Насколько они приблизительны, теперь уже никто, естественно, не узнает.
А в остальном перепись подтвердила все плохие прогнозы. Население России убывает - это, к сожалению, достоверный статистический факт. С 1989 года популяция россиян сократилась на 1 млн. 840 тысяч человек - в основном из-за высокой смертности и низкой рождаемости. Убыль населения была бы еще катастрофичней, если бы не мигранты, которых за эти годы прибыло в Россию около 11 млн. человек. Кстати, выехало из страны тоже довольно много - 5,4 млн. душ. Так что за 12 лет российский суперэтнос очень сильно обновился.
Как это отразилось на национальном и конфессиональном составе населения, Госкомстат сможет сказать не ранее сентября. Еще позже, к концу года, будут готовы данные о социально-экономическом положении россиян. Пока же по итогам переписи можно судить только об общих демографических тенденциях. Так, с 1989-го по 2002 год ухудшилось соотношение мужчин и женщин - не в пользу мужчин, естественно. Ожидаемая продолжительность жизни представителей сильного пола снизилась до 58,5 года, тогда как женщины имеют шанс дожить до 71,9 лет.
Еще одна тенденция этих лет - остановился процесс урбанизации населения. В ходе переписи был даже выявлен исход горожан на село, куда людей, видимо, влечет доступность "подножного корма". Еще заметнее меняется структура расселения по регионам. Очевидно, что в России набирает ускорение процесс обезлюживания удаленных и неблагоприятных для жизни районов и миграции россиян ближе к центру и югу страны. Южный и Центральный федеральные округа оказались единственными, где отмечен прирост населения, тогда как Дальневосточный округ с 1989 года потерял почти 16% жителей. Даже в европейской части России переписчики, по словам Владимира Соколина, обнаружили "17 тысяч населенных пунктов, где фактически никто не живет".
Журналистов, слушавших доклад председателя Госкомстата, более всего заинтриговали результаты переписи в Чечне. До сих пор не понятно, как переписчики могли насчитать в этой разбомбленной республике 1,1 млн. жителей. Но Владимир Соколин, сославшись на данные переписи, проведенной в Чечне еще при Дудаеве, и на ряд других демографических замеров, заверил, что приписками его ведомство не занималось.