Сегодня на заседании правительства планируется рассмотреть основные положения Федеральной целевой программы перехода на комплектование воинских должностей преимущественно по контракту. Как известно, существуют две принципиально разные концепции относительно будущего Российской армии. Первая - которую эксперты считают наиболее реалистичной - предложена "Союзом правых сил". Вторая - высокозатратная и неподъемная для бюджета - разработана Министерством обороны РФ. Белому дому и лично премьер-министру Михаилу Касьянову предстоит остановиться на одном из представленных вариантов. Выбор без преувеличений носит исторический характер. По сути дела, речь идет о будущем Вооруженных сил России и их облике в первой четверти ХХI века.
В преддверии заседания правительства военное ведомство и лично Сергей Иванов предприняли значительные пиаровские усилия по пропаганде своего проекта. Как выяснилось, суть предложений Минобороны сводится к следующему. В период с 2004 по 2007 год предлагается перевести на контракт только части постоянной готовности. При этом сохраняется призыв в армию и остаются без изменений его количественные показатели. После шестимесячного пребывания в учебных частях и центрах призывников будут ставить перед выбором: либо подписать контракт на три года, либо тянуть армейскую лямку за символическое денежное довольствие при сохранении прежнего срока срочной службы.
Фактически суть предложенных Сергеем Ивановым мероприятий сводятся к сохранению бесплатного призывного ресурса, от которого российские генералы, похоже, так и не в силах отказаться. Между тем призывник сегодня - это экономическая категория. Минобороны ежегодно призывает на срочную службу порядка 600 тысяч человек, которые достаются военному ведомству практически даром. Поэтому использовать их можно не только в интересах военной службы, но и для строительства генеральских дач и особняков, рытья траншей и котлованов, низкоквалифицированного сельскохозяйственного труда, разгрузки вагонов и т.д.
Министерство обороны планирует запросить на переход к контрактной службе сверх уже утвержденных смет военного бюджета ни много ни мало 134,8 млрд. руб. При этом важно отметить, что по-прежнему не существует надежных механизмов контроля за целевым расходованием средств, выделенных МО РФ. Несмотря на все усилия Государственной Думы, параметры военного бюджета и постатейное распределение средств остаются закрытыми для депутатов. И все это на фоне роста корыстных преступлений в Российской армии. Причем фигурантами уголовных дел, как свидетельствует статистика, все чаще становятся представители генералитета.
Сергей Иванов планирует заманивать контрактников не только деньгами, но и обещаниями предоставить им в дальнейшем бесплатное образование в самых престижных вузах. Однако нетрудно понять, что на деле выполнить это будет крайне трудно. Во-первых, указанная проблема не относится к компетенции Минобороны. Во-вторых, высших учебных заведений для всех отслуживших не хватит. А ведь популистские обещания могут привести к тому, что уже через три года десятки тысяч бывших контрактников начнут штурмовать МГИМО и МГУ, требуя свободного доступа в аудитории. Реально же в лучшем случае для них будет устроен отдельный конкурс в рамках ограниченной квоты.
Принудительный призыв, который Минобороны намерено сохранить на обозримую перспективу, означает продолжение казарменного беспредела, с которым не могут справиться командиры и офицеры-воспитатели. Это означает, что призывники в глазах генералов - не полноценные граждане, а всего лишь источник бесплатного труда, своеобразное пушечное мясо, которое можно использовать по своему разумению, не неся за это никакой ответственности перед обществом и государством.