Завтра на заседании правительства будут представлены основные положения государственной программы по переводу войск на профессиональную основу. Ее утверждение должно пройти не позднее 1 июля этого года. Таково требование президента страны. Но не факт, что к этому сроку основным оппонентам - Министерству обороны и СПС - удастся достичь компромисса. Сергей Иванов и Борис Немцов изложат премьеру две принципиально разные концепции. В последние дни Иванов предпринимал беспрецедентные пиар-усилия по популяризации своей позиции. Победа СПС грозит Иванову подрывом авторитета в среде генералов. Победа же министра обороны будет означать, что армейской перестройке уготована участь прочих нереализованных реформ последних лет.
Прения ожидаются весьма острыми, ибо обсуждается знаковый вопрос. Не только с точки зрения общего хода военного реформирования, но и социальной напряженности внутри России, что, в свою очередь, обусловливает его высокую политическую значимость.
Концепция Минобороны, которую поддерживает замминистра экономразвития генерал-полковник Путилин, высоко затратная, неподъемная для госбюджета. Только лишь первоначальные расходы - 150 млрд. рублей. Причем перевод на контрактную систему предполагается всего для четверти призывников. По прошествии четырех лет этого реформирования более 400 тыс. юношей по-прежнему будут направляться на службу по призыву. Словом, проблема профессионализации армии так и не будет решена.
"Союз правых сил" предлагает менее затратный, но более интенсивный путь перехода к профессиональным вооруженным силам. Как отмечает один из разработчиков этой программы Виталий Цымбал, перейти на полностью профессиональную армию можно за те же четыре года. Затраты составят в среднем по 22,5 млрд. рублей ежегодно. Обязательный призыв будет производиться всего на полгода и только в так называемые учебные центры. После этого срока желающим будет предложено подписать контракт. Таким образом будет формироваться мобилизационный резерв из солдат полугодичной службы. А контрактники составят профессиональное ядро армии. Они будут в том числе участвовать и в ликвидации горячих точек на территории России. Одновременно выбивается основа из-под дедовщины - этой самой запущенной и наиболее социально опасной болезни, поразившей Российскую армию и флот.
Разница в двух подходах касается не только сроков перестройки и процентного соотношения контратников и призывников. Речь и о финансовых приоритетах реформирования. Генералитет добивается того, чтобы львиная часть средств (до 80 процентов) направлялась на капиталовложения: строительство жилья для профессиональных военных, переоборудование плацев и полигонов, модернизацию боевой техники, то есть на вещи, не имеющие прямого отношения к реформе. Тем самым убиваются сразу несколько зайцев - и реформа затягивается, и оборонные предприятия получают новые заказы.
Правые же настаивают, что для начала у контрактников должны быть адекватные их труду зарплаты - хотя бы на 20 процентов выше среднего уровня по стране. Раздать всем солдатам квартиры - задача невыполнимая, ведь даже многие офицеры у нас остаются бездомными. А вот модернизировать казармы и выделить семейным деньги на поднаем жилья вполне возможно. И достаточно хотя бы для того, чтобы военная реформа была запущена.
Сопротивление генералитета вполне естественно. Ведь в сохранении призыва по большому счету заинтересована только армейская верхушка - ей не надо перестраиваться в соответствии с принципиально новыми требованиями службы, в числе которых четкая организация учебного процесса, уважение к личности подчиненного, добровольный отказ от использования личного состава на работах, не связанных с выполнением воинских обязанностей. Отказ от призывной традиции - это еще и потеря огромных теневых доходов, извлекаемых военными, чиновниками и врачами из естественного желания сотен тысяч семей "откосить" от армии.
Программа СПС и гайдаровского Института проблем переходного периода - это, по сути, пробуждение к жизни принципа гражданского (политического) контроля над силовыми структурами. Не в СПС это придумали. СПС лишь инициативно реализует основополагающий демократический принцип. Это не предвыборные лозунги (как непрестанно заявляют высокопоставленные представители Минобороны), а выражение насущных потребностей всего общества.
Таким образом, сегодня на заседании кабинета министров сталкиваются две политические тенденции: одна - приснопамятный ведомственный диктат, другая - общественно-демократическая инициатива, не удобная для власти. К сожалению, отсутствует комиссия, которая пользовалась бы безусловным авторитетом и была бы способна дать заключение по двум представленным концепциям перехода к профессиональной армии. Следовательно, третейским судьей выступит Михаил Касьянов.
В последние недели премьер провел две встречи с Борисом Немцовым и в какой-то мере проникся его концепцией. Но здесь в дело вступает пресловутый административный ресурс. К тому же положение самого Касьянова сегодня довольно шатко. Наблюдатели допускают, что публично премьер займет сторону силовых ведомств. А это будет означать панихиду по контрактной службе в частности и военной реформе в целом. Впрочем, в СПС еще видят некоторые шансы для продвижения своих идей.
Альтернативные оценки расходов на реформу системы комплектования
(в рублях на одного военнослужащего, проходящего службу по контракту)
Виды расходов | МРГ | ИЭПП |
Дополнительное денежное довольствие | 72 859* | 77 618 |
Расходы на поднаем жилья для контрактников | 0 | 22 097 |
Расходы на строительство и переоборудование жилья для контрактников | 185 249 | 21 000 |
Прочие расходы | 122 833 | 13 413 |
Всего | 380 941 | 134 128 |
* Величина получена из расчета денежного довольствия военнослужащего-контрактника в размере 5 тыс. 200 руб./мес., с учетом дополнительных расходов на переезд к новому месту службы и единовременной выплаты по подписании контракта.
Примечания: МРГ - межведомственная рабочая группа, ИЭПП - институт экономики переходного периода.
Опыт Соединенных Штатов
Наименование расходов в специальном бюджете на 1972 г. | Сумма, млн. долл. | Доля, % |
Увеличение денежного довольствия | 908,0 | 59,7 |
Субсидии на наем жилья | 79,0 | 5,2 |
Специальные денежные выплаты | 40,0 | 2,6 |
Повышение комфортности казарм | 68,0 | 4,5 |
Инициативы видов вооруженных сил | 141,0 | 9,3 |
Привлечение офицерского состава | 57,2 | 3,8 |
Вербовочная работа | 110,8 | 7,3 |
Резервный фонд | 116,1 | 7,6 |
Итого | 1520,1 | 100 |
Примечания: МРГ - межведомственная рабочая группа, ИЭПП - институт экономики переходного периода.
Источник: аналитические материалы ИЭПП.
Сравнительный анализ концепций Минобороны и СПС
# п/п | Характеристики концепций | Концепция Минобороны | Концепция СПС и ИЭПП |
1 | Продолжительность сохраняемой военной службы по призыву, ее предназначение и сроки | 2 года без изменения назначения и условий службы; заявлено, что сокращение возможно только после 2010 г. | 2 года - до укомплектования воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство, ориентировочно 400 тыс. чел. (2004-2006 гг.); затем сокращение до 6 мес. и служба только в учебных частях - для подготовки к службе по контракту и пополнения моб. ресурса. |
2 | Уровень денежного довольствия военнослужащих | Устанавливается законом и индексируется. В расчетах МРГ - 5200 руб./мес. | На 10-20% выше средней заработной платы по стране. В 2004 г. необходимо 6200 руб./мес. Ежемесячно уточняется при формировании бюджета. |
3 | Обеспечение жильем рядовых и сержантов - контрактников | Общежития - для холостых контрактников, квартиры - для семейных. | Общежития - для всех контрактников, деньги на поднаем или служебное жилье - для контрактников, имеющих детей. |
4 | Другие социальные гарантии | Льготы на образование. Гражданство лицам из СНГ. | Льготы на образование, на работу в системе госслужбы. Гражданство военнослужащим из СНГ. Ссуды на жилье. Лицензии на работу в частных охранных предприятиях. Водительские удостоверения. |
5 | Степень учета требований президента и правительства РФ | Учтены не полностью: существующая система призыва сохраняется неизменной вплоть до 2010 г.; на контракт переводятся только воинские части постоянной боевой готовности. | Учитываются полностью: существенно сокращается срок и изменяется предназначение службы по призыву; на контракт переводятся все регулярные войска (силы), начиная с войск постоянной готовности и войск, несущих боевое дежурство. |
6 | Степень укомплектованности войск (сил) только добровольцами | Только части постоянной боевой готовности (до 2006 г.). | 100% регулярных войск (сил) к концу 2006 г. Затем сокращение срока службы до 6 мес. |
7 | Рекомендуемая последовательность действий | Переход начинается с обустройства воинских частей, пополнения материальных запасов, ремонта вооружения и военной техники; затем происходит комплектование воинских частей постоянной боевой готовности по контракту. | Военнослужащие приглашаются на службу по контракту, одновременно казармы переоборудуются в общежития, совершенствуются боевое дежурство и боевая подготовка. |
8 | Структура Дополнительных расходов на переход | Денежное довольствие контрактникам и их обеспечение жильем - 50%; боевая подготовка - 30%; эксплуатация и ремонт вооружения и военной техники - 16%; прочее - 4%. | Денежное довольствие контрактникам - 80%; жилье контрактникам - 8%; командирская надбавка - 4%. Доп. расходы на другие статьи - 8%. |
9 | Общая цена реформы системы комплектования за 4 года | 154 млрд. руб. При этом сохраняется двухлетняя служба по призыву. | 91 млрд. руб. При этом переходим к контрактной армии и шестимесячной службе по призыву. Дополнительные расходы на содержание вооруженных сил - 1,3 млрд. долл. в год после завершения перехода на контрактную службу. |
Примечания: МРГ - межведомственная рабочая группа, ИЭПП - институт экономики переходного периода.