Процесс размножения партий повернул вспять. В ближайшее время их число может сильно сократиться. Проверки Минюста показали, что термин "дутая" подходит не только к отдельным партиям, но и к самой многопартийной системе. Далеко не всем оказалась по плечу простейшая задача: за полгода зарегистрировать 45 региональных отделений, набрав при этом в каждый филиал хотя бы полсотни человек. Из 51 первично зарегистрированной партии сдали "кандидатский минимум" пока только 39 структур. Но и эти цифры не окончательные: Минюст продолжает анализировать полученные материалы и выявляет все новые факты подтасовок.
Не смогла уложиться в срок и зарегистрировать отделения хотя бы в каждом втором регионе Конституционная партия Российской Федерации. Впрочем, пока ее исключали из реестра, функционеры быстро организовали проведение нового съезда и зарегистрировались под другим названием - "Российская конституционно-демократическая партия". Таким образом, новоиспеченные "кадеты" получили дополнительные 6 месяцев на перерегистрацию своих филиалов и создание новых.
Иначе повела себя в подобной ситуации Национально-державная партия России. Из 56 региональных организаций НДПР, представленных для регистрации, Минюст забраковал 15. "Национал-державники" решили оспорить отказ в регистрации в судах, и процесс исключения партии из реестра приостановлен. Но время уходит. Чиновники в Министерстве юстиции недоумевают и только пожимают плечами: "Зачем они так рискуют? Вполне могли бы проделать тот же финт с новой регистрацией, что и "кадеты". Чаще партийцы предпочитают не ссориться с правовым ведомством, а искать различные лазейки в законодательстве. Допустим, во время проверок в региональных партийных организациях обнаруживается "недостача". Управление Минюста подает иск в суд с требованием ликвидации такого отделения. Пока идет подготовка к процессу, партийцы быстро проводят донабор членов и уже в суде представляют новые данные о численности. Суды, как правило, удовлетворяются таким исправлением и отказывают Минюсту в иске. Через месяц данное отделение можно снова проверять, и снова там вместо положенных 50 членов окажется 10-20 человек. Обращаться в очередной раз в суд - только время терять: партийцы снова донаберут необходимое количество. Пытаясь прекратить такую практику, Минюст решил довести дело до Верховного суда. Но получил решение не в свою пользу.
Иной раз ревизоры видят, что партия - дутая, но доказательств предъявить не могут. Когда в одну из партий в полном составе вступил дом престарелых, бюрократы из регионального управления Минюста забеспокоились, стали названивать в Москву: "Что делать? Ведь понятно, какие члены партии из бабушек и дедушек!" Однако выяснилось, что ни один из престарелых партийцев не признан недееспособным по решению суда. Пришлось регистрировать их партячейку.
А вот с молодежью на ниве партстроительства нередко случаются проколы. Вовлечение в партийные ряды студенческих общежитий сорвало регистрацию региональных отделений нескольких партий, когда выяснилось, что значительная часть новобранцев - несовершеннолетние.
В партийные уставы и другие учредительные документы бюрократы из Минюста уже могут и не заглядывать: все сделано под копирку. "Раньше чуть ли не каждая регистрация не обходилась без скандала. Партийные вожди спорили и грозились судом из-за малейшего замечания, - рассказал корреспонденту "НГ" руководитель департамента по делам общественных и религиозных объединений Алексей Жафяров. - Теперь стали привлекать профессиональных юристов, которым "до лампочки" идеология, главное отработать деньги - зарегистрировать партию".
Насколько придерживаются партии декларируемой идеологии, чиновники из Минюста контролировать фактически не в состоянии. Никто не ставит их в известность о своей деятельности. В лучшем случае они узнают об этом постфактум, если получат отписку функционеров об уже проведенном мероприятии. Когда же Минюст пытается убедить партийных вождей в том, что контроль с его стороны обусловлен законом, ему отвечают: "Контролируйте на здоровье. Но нас закон не обязывает извещать вас заранее".