Что и говорить, саммит Евросоюза, открывающийся сегодня в Афинах, собирается не в самое удачное время. Он мыслился как эпохальное событие, знаменующее новую главу в истории сообщества, которое со следующего года охватит уже 25 государств. С этой целью 15 государств сообщества подпишут в греческой столице соответствующие договорные документы о вступлении с каждой из 10 стран-кандидатов - Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Словенией, Кипром и Мальтой.
По этому случаю будут произнесены торжественные речи. Но праздник заведомо испорчен иракской войной. Именно ее политическим и экономическим последствиям будет уделено главное внимание участников саммита. Для этого к ним присоединится Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Речь пойдет о посильном вкладе ЕС в восстановление Ирака и роли ООН в его послевоенном устройстве.
Иракский кризис продолжает тяжело сказываться на состоянии Евросоюза. И сейчас, когда в Афинах совершается официальный акт расширения ЕС, разделительных линий не убавилось. Трудно складываются отношения Франции и Германии с Великобританией, чьи вооруженные силы вместе с американскими участвуют в "освобождении" Ирака. Вчера вечером федеральный канцлер Герхард Шредер принимал у себя дома в Ганновере британского премьера Тони Блэра. В преддверии саммита ЕС обсуждалась все та же роль ООН в постсаддамовском Ираке. "Антивоенной коалиции" России, Франции и Германии она представляется основным условием для нормализации международной обстановки.
В аналитическом документе, составленном генеральным секретариатом Совета министров сообщества, говорится, что предоставление ООН центральной роли является "предварительным условием" участия ЕС в восстановлении Ирака. Но Джордж Буш согласен лишь на "важную роль" ООН, которая подразумевает только гуманитарное содействие. Блэр не возражает президенту США. Поэтому считается, что он уступил ему вразрез с общей позиции ЕС, что не облегчает дискуссию в Афинах.
Италия и Нидерланды тоже разошлись по вопросу об Ираке с Францией, Германией, поддержанными Бельгией и Люксембургом. А это было ядро, вокруг которого на протяжении полувека строился нынешний Евросоюз. Большой вопрос заключается в том, как поведут себя страны-кандидаты, получив все права и клубные карточки. Пока они лишь увеличили диссонанс в союзе, приняв на пике иракского кризиса сторону США. Выявилось, что "новая Европа" ориентируется в политике преимущественно на Вашингтон, а не на европейское единство в сфере внешних дел и безопасности. Это сулит кризисы и в дальнейшем, если при трансатлантических спорах они будут превращаться в "троянского коня" США для взятия "крепости" ЕС.
Расширение ЕС неизбежно влечет за собой подвижки центров тяжести, перегруппировку сил, образование внутренних "коалиций" по интересам, географии, уровню развития, степени влияния. При этом возрастающее число участников скорее всего привнесет дополнительные трудности при выработке единой внешней политики. Бессилие Евросоюза, проявившееся в кризисах последних лет, плюс полная зависимость в военном отношении от НАТО (сиречь США) побуждают Париж и Берлин при поддержке Бельгии и Люксембурга форсировать сейчас преобразования в ЕС. В том числе в военно-политической области, чтобы в случае необходимости иметь возможность самостоятельно решать некоторые задачи без НАТО.
Результатом стал "План Верхофстадта", названный по имени бельгийского премьера. Бельгия предлагает безотлагательно приступить к созданию европейских военных структур, включая "оперативный штаб", первоначально на четырехсторонней основе. Как отмечается в соответствующем бельгийском документе, "неспособность ЕС играть роль в актуальных международных кризисах обязывает нас сделать решительный шаг на пути к европейской обороне". Это не будет сепаратным действием, так как в ЕС есть практика, при которой не все члены сообщества участвуют во всех соглашениях. Как Шенген или "зона евро", замышляемая военная структура мыслится в последующем открытой для всех желающих членов ЕС.
Похоже, дело не ограничится прожектом. Ги Верхофстадт пригласил на 29 апреля своих коллег из Парижа, Берлина и Люксембурга на саммит, посвященный обсуждению плана. Отношение к нему, однако, неоднозначное. Италия и Нидерланды забеспокоились и потребовали приглашения в Брюссель. Лондон и Мадрид - против этого плана, опасаясь "обесценения" НАТО. Вероятно, инициативу "четверки" не обойдут молчанием и в Афинах.
В евросоюзных спорах в принципе ничего необычного нет. Они сопровождали развитие сообщества во все времена. Причем рано или поздно даже самые сложные из них находили компромиссное решение. Но раньше на эти "кризисы" не накладывались трансатлантические противоречия, затрагивающие проблемы национальной и глобальной безопасности. Кроме того, неизбежная "перестройка" привычных конструкций, вызываемая расширением ЕС, не принимала прежде подобных масштабов. При таком сочетании факторов ЕС может дать серьезные сбои - несмотря на столь уникальный опыт преодоления разногласий и кризисов, который накоплен в Евросоюзе.