Законодательные инициативы Вешнякова журналисты еще вспомнят добрым словом.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Уже в этом году российские журналисты могут начать жить по новому закону. Сегодня члены Индустриального комитета при участии замминистра печати Михаила Сеславинского планируют рассмотреть и одобрить подготовленный ими проект закона о СМИ. Как пояснил "НГ" высокопоставленный представитель Белого дома, этот проект, если он будет вовремя (до середины мая) внесен в Госдуму, нивелирует инициативы ЦИК, направленные на резкое ужесточение правил предвыборной агитации и наказания нарушителей. Депутатам будет рекомендовано отклонить "вешняковские поправки" и принять более взвешенный закон Индустриального комитета. Из этого, впрочем, не следует, что журналистам уготовано безоблачное будущее.
"Зря вы так возражали против поправок Вешнякова - теперь пеняйте на себя", - сказал на днях один из влиятельных вдохновителей изменений правил игры на рынке СМИ. Смысл его слов сводится к следующему. Предложения Центризбиркома казались драконовскими, но на деле были безобидными - поскольку предусмотренная схема отлучения от эфира и отбора лицензии "априори не работала". Новый закон предлагает более четкий механизм закрытия газет и телеканалов. Правда, поводов к таким чрезвычайным мерам окажется меньше. Но уж если журналистский коллектив действительно проштрафится - пусть не надеется на прорехи в законодательстве.
В проекте закона о СМИ, разработанном членами Индустриального комитета, вдумчивый читатель может открыть для себя немало интересного. В частности, уяснить, что "средство массовой информации представляет собой периодически обновляемый результат интеллектуальной и иной деятельности..." Впрочем, остальные положения этого документа не столь сенсационны.
По замыслу авторов законопроекта, фактически любой желающий, если он не будет нарушать отечественные законы, регулирующие деятельность СМИ, может начать издавать газету или же создать телеканал.
Разработчики проекта констатируют, что нельзя использовать СМИ в целях уголовно наказуемых деяний. Недопустимо обнародование экстремистских материалов, а также информации, распространение которой запрещено законом о терроризме. В соответствии со статей 9 проекта СМИ вправе запрашивать информацию, в том числе и сведения о деятельности органов госвласти. Эти сведения вышеупомянутые органы обязаны предоставлять СМИ в трехдневный срок. И отказать могут, если только дело касается гостайны.
Как бы в пику Центризбиркому, пытавшемуся лишить СМИ возможности освещать выборы по своему усмотрению, авторы законопроекта хотят наделить журналистов правом "излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах..." Впрочем, нельзя будет тиражировать слухи под видом достоверных сведений и намеренно порочить граждан, например, исключительно в связи с их политическими убеждениями.
Контроль за деятельностью СМИ осуществляет "регистрирующий орган", который располагает правом вынести предписание об устранении нарушений данного закона. Если в месячный срок ситуация не меняется к лучшему, выносится повторное предписание. Если газета или телестанция и в этом случае не захотят исправиться, "регистрирующий орган" может в течение шести месяцев обратиться в суд с требованием аннулировать свидетельство о регистрации. Впрочем, "контролеры" могут и не прибегать к помощи суда. Так, деятельность СМИ может быть приостановлена всего лишь по решению "регистрирующего органа", если были выявлены факты распространения экстремистских материалов, а также информации, запрещенной законом о терроризме.
Зато теперь СМИ смогут безбоязненно цитировать чиновников и не проверять их слова. Правда, позволено только "дословное или добросовестное воспроизведение фрагментов высказываний лиц, занимающих выборные должности, либо должностных лиц органов государственной власти".
Ну и, наконец, учредители, зарегистрировавшие свои СМИ до введения в действие этого федерального закона, должны подать заявку на перерегистрацию в течение года с момента вступления его в силу.
Законопроект Индустриального комитета вызвал весьма неоднозначные оценки в журналистском сообществе. По мнению главы Фонда защиты гласности Алексея Симонова, закон написан для того, чтобы расширить права и возможности владельцев и ведущих менеджеров СМИ, а также для того, чтобы не вызвать серьезных нареканий со стороны власти. "С моей точки зрения, закон не может дать больше свободы журналистам. Любой закон о СМИ сегодня подразумевает ограничения возможностей журналиста", - сказал Симонов в интервью "НГ".
Еще более скептически высказался по поводу этого законопроекта в беседе с корреспондентом "НГ" генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. Он считает, что идеи, заложенные в этом документе, весьма вредоносны для СМИ в целом и для журналистов в частности. Во-первых, в случае его принятия необходимо будет перерегистрировать все средства массовой информации. Понятно, что появляются возможности повлиять на СМИ: если газета или телеканал лояльны, то перерегистрация пройдет без проблем; если не лояльны, то проблемы могут возникнуть. Во-вторых, из новой редакции закона исчезает та изначальная двойственность, которая закладывалась создателями первого российского закона о СМИ. Эта двойственность заключается в том, что журналистика, с одной стороны, - общественная служба, а с другой - бизнес. В соответствии с новым законом остается только бизнес. "По сути, не делается различия между редакцией и ликероводочным заводом, что не соответствует ни требованиям общества к журналистике, ни мировой практике", - полагает Игорь Яковенко.