Безусловной сенсацией прошедшей недели стало заявление Генпрокуратуры о том, что к суду по так называемому "крабовому делу" могут быть привлечены высшие чиновники российского правительства, в том числе премьер Михаил Касьянов. Возникает естественный вопрос: это действительно реальная уголовная перспектива или лишь психологическое давление на правительство со стороны Генпрокуратуры? И могут ли претензии к Михаилу Касьянову обернуться для премьера чем-то действительно серьезным в уголовно-процессуальном смысле?
Теоретически такое возможно. По крайней мере так считает президент Московской адвокатской палаты Генри Резник. "Для некоторых категорий граждан существует специальный порядок привлечения к уголовной ответственности, - сказал он в интервью "НГ". - Это президент, депутаты всех уровней, председатель Счетной палаты, уполномоченные по правам человека, прокуроры, судьи, адвокаты. Для членов правительства, и в том числе его председателя, такой порядок законом не предусмотрен".
Особое внимание к "рыбной" теме было привлечено полгода назад, когда в Москве застрелили губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Затем разразился громкий скандал в Госкомрыболовстве, после того как 13 февраля Михаил Касьянов подписал распоряжение об отстранении от должности председателя ведомства Евгения Наздратенко. Ему вменили в вину систематическое невыполнение указаний и распоряжений правительства, в том числе касающихся совершенствования системы распределения рыбных квот. На днях Наздратенко был допрошен в Прокуратуре г. Москвы в качестве свидетеля и якобы даже дал развернутые показания о злоупотреблениях в Госкомрыболовстве.
Председатель комитета Госдумы по законодательству, бывший министр юстиции РФ Павел Крашенинников в беседе с корреспондентом "НГ" призвал как представителей правоохранительных органов, так и представителей СМИ к предельно "деликатному подходу" в освещении этого дела. "Если есть какие-то претензии, это не значит, что их нужно сразу выносить на общественный суд, - считает депутат. - Прежде должны осуществляться процессуальные действия". Иначе, по словам Крашенинникова, создается впечатление, что "правоохранительные органы начинают участвовать в информационных войнах, что недопустимо". "Всем моим коллегам, я имею в виду юристов, в таких делах надо быть особо деликатными, - сказал Крашенинников. - Надеюсь, что работники Генпрокуратуры огласили эту информацию неосознанно, под влиянием каких-то эмоций".
Вряд ли можно считать, что в правительстве легкомысленно относятся к претензиям Генпрокуратуры. Первоначально заявление заместителя генпрокурора Владимира Колесникова комментировал замруководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин, а уже в конце рабочего дня в пятницу - сам глава аппарата Игорь Шувалов, к которому также были обращены претензии Колесникова.