До 15 апреля Минтруда представит правительственной комиссии окончательный вариант закона "О государственной гражданской службе". Последнее "черновое чтение" законопроекта комиссия, руководимая Михаилом Касьяновым, провела в минувший вторник. Разработчикам сделано несколько замечаний, в основном редакционного свойства, устранить которые не составит труда. Заключение, подписанное первым заместителем руководителя президентской администрации Дмитрием Медведевым ("НГ" располагает ксерокопией), позволяет говорить о том, что кремлевское руководство проектом тоже довольно. Теперь о предстоящей реформе госслужбы можно судить не по декларациям реформаторов, а "по делам их". Все, что эти энтузиасты могли придумать, они уже придумали. Главные задачи нового закона - в версии авторов - повысить качество кадров и уровень их ответственности, усилить мотивацию госслужащих к добросовестному труду.
Как будут повышать мотивацию чиновников
Размеры должностных окладов не являются предметом закона, они устанавливаются отдельными актами. Но в распоряжение "НГ" попала сопроводительная записка, направленная премьер-министру Касьянову вместе с законопроектом. Начало одного из абзацев этой записки: "В связи с отсутствием в законопроекте сведений о конкретных размерах должностного оклада (который, по устной оценке Минфина России, предполагается существенно повысить)┘" Вероятнее всего, оклады повысят. Причем "существенно".
Должностной оклад - базовый минимум трудового вознаграждения чиновника. Вместе с этим минимумом служащему выплатят 50-процентную доплату за классный чин (как офицерам доплачивают "за звездочку").
Далее на полученную сумму начисляются три вида ежемесячных надбавок (за выслугу лет, за особые условия службы, за работу с секретными сведениями) и премии по результатам служебной деятельности. Максимальный размер премий не ограничивается (ст. 50).
Предусматриваются также расходы на материальную помощь и "иные выплаты". Общая сумма всех доплат, надбавок и премий, включаемых в фонд оплаты труда работников гражданской госслужбы, составляет 36 месячных должностных окладов, или три годовых "минимума" (ст. 51).
Чиновник имеет право получить единовременную субсидию на приобретение жилой площади, то есть государство должно купить ему квартиру. Возврат субсидии в случае ухода с госслужбы законопроект не предусматривает (ст. 52).
Госслужащему полагается ежегодный оплачиваемый отпуск - основной и дополнительный (за выслугу лет). Суммарная продолжительность сдвоенного отпуска - до 45 календарных дней (в зависимости от категории служащего).
В качестве отпускных чиновник получит двухмесячное денежное вознаграждение (ст. 46).
Кроме того, сохраняются все действующие ныне "номенклатурные" льготы и привилегии: особый порядок медицинского страхования и пенсионного обеспечения, служебный транспорт и т.п.
Примечание
Высшие государственные сановники (президент, губернаторы, министры и иные "политические назначенцы") выделены авторами законопроекта в категорию "руководители". Для этой группы госслужащих предусмотрен особый порядок назначения денежного и натурального довольствия. В нашей публикации приводятся только те нормы, которые распространяются на все чиновничество, в массе которого преобладают не министры с губернаторами, а налоговые инспекторы, техники-смотрители ЖЭКов, паспортистки, бухгалтеры райсобесов, референты старших помощников, ревизоры, завхозы, делопроизводители и пр.
Как будут улучшать бюрократию
Альтернативой "найма по блату" должен стать набор кадров по конкурсу (ст. 22).
Каждые три года чиновники будут проходить аттестацию на соответствие должности (ст. 48).
Не реже чем раз в три года госслужащему придется сдавать квалификационный экзамен на присвоение очередного классного чина (ст. 49).
Ежегодную декларацию о доходах и имуществе чиновник обязан будет представлять не только в налоговую инспекцию, но и по месту службы (ст. 20).
Когда госслужащий столкнется с "конфликтом интересов", то есть у него появится возможность получить взятку, он должен будет немедленно сообщить об этом вышестоящему начальнику. Для урегулирования "конфликта интересов" в каждом учреждении создадут специальные комиссии (ст. 15, 48).
Конкурсные, аттестационные и "конфликтные" комиссии комплектуются нанимателем, иначе говоря - руководителем учреждения. Но в них обязательно присутствие независимых экспертов - не менее четверти от общего состава. Они будут осуществлять общественный контроль. Отбор независимых экспертов поручается нанимателю (ст. 19, 22, 48).
Кроме перечисленных обременений, госслужащему будет запрещено совершать поступки, противоречащие Конституции, УК и иным законам РФ.
Как понимать все предложенное
Авторы проекта пренебрегли зарубежным опытом формирования ответственной и эффективной администрации, зато в полной мере использовали заложенные в Конституции РФ возможности для укрепления позиций исполнительного госаппарата в качестве высшей и неподконтрольной власти.
Законопроект игнорирует объективные критерии результативности управленческого труда. Заработки и социальные льготы чиновников назначаются вне зависимости от качества управления страной, то есть от уровня бедности податного населения. Вместо этого зарплату госслужащих подтягивают к размеру получаемых ими взяток и расхищаемых казенных средств (мотивация: если чиновнику хорошо платить, он перестанет воровать). Это совершенно несправедливо по отношению к врачам, учителям, работникам науки и культуры, которые оказывают обществу более квалифицированные услуги, но не имеют возможности наносить ему сопоставимый ущерб.
Реализация данного закона потребует многомиллиардных расходов. На ветер будут выброшены деньги, которых остро не хватает для перевода армии на контрактную службу, для финансирования научно-технических проектов, строительства детдомов, ремонта теплотрасс и других неотложных нужд.
Чиновники, пишущие законы для самих себя, - типичный случай "конфликта интересов". Если бы Уголовный кодекс писали зэки, у них получилось бы примерно то же самое.
Исходный материал
В сфере госуправления в России заняты 1053 тысячи человек. С 1992 года численность чиновников почти удвоилась.
Госслужащие - самая высокооплачиваемая категория бюджетников. В прошлом году средняя зарплата медработников составила 3887 рублей, учителей - 2939, госслужащих - 5238.
По условиям труда госслужба относится к наиболее привлекательным сферам трудовой деятельности. Смертность и производственный травматизм среди чиновников - ниже среднего по стране.
В общественном мнении бюрократия - привилегированное сословие, которое живет значительно лучше, чем работает. Проблемы госслужбы, чаще всего называвшиеся членами рабочей группы, готовившей новый закон (Дмитрий Медведев, Михаил Дмитриев, Александр Починок, Ярослав Кузьминов и др.): эффективность госаппарата низка, чиновников в России все еще мало, платят им плохо.