Мировое сообщество ввергнуто в тяжелейший за десятилетия кризис. Даже самые острые моменты холодной войны на фоне американо-британской интервенции в Ираке воспринимаются теперь не столь опасными. Тогдашние конфликты происходили в рамках международной системы, основы которой не ставила под вопрос ни одна из противоборствовавших сторон. Ныне налицо попытка не только пересмотреть привычные правила игры, но и силой поставить весь остальной мир в зависимость от решений, принимаемых в Вашингтоне.
Антииракская коалиция походит на ватагу искателей приключений, слепо следующих за американским вожаком. Многие ее члены добровольно вступили в вассальные отношения с США в расчете на оплату услуг из американского бюджета. Тем самым как бы восстанавливается средневековая модель инкорпорирования формально независимых субъектов в некую псевдогосударственную общность во главе с сюзереном, объявившим себя чуть ли помазанником Божьим. Похоже, именно этой "коалицией желающих" собираются подменить ООН, отказав ей в праве представлять в дальнейшем глобальное сообщество в целом. Подобная стратегия самого мощного государства современного мира грозит непредсказуемыми потрясениями.
Вторая война в Заливе несет самые тяжкие последствия для сложившейся системы межгосударственных отношений и разрешения конфликтов между государствами. В результате ее развязывания:
- тотально скомпрометирован институт инспекций ООН, призванный контролировать выполнение решений международного сообщества;
- превращены в фарс резолюции СБ ООН о разоружении той или иной "ненадежной" страны и введении против нее международных санкций;
- подорван авторитет любых "международных трибуналов", призванных карать за военные преступления или преступления против человечности;
- среди лидеров независимых государств окрепло убеждение, что их суверенитет может гарантировать только владение ядерным оружием и средствами его доставки;
- осложнена борьба с международным терроризмом, нанесен удар по эффективности действий глобальной антитеррористической коалиции.
Теперь посылка куда-то инспекторов ООН будет рассматриваться лишь как этап подготовки нападения очередной "коалиции желающих" на инспектируемую страну. Подобная мера видится (в частности, Пхеньяном) как прямая помощь будущим интервентам, озабоченным сокращением потерь среди собственных войск после начала вторжения. Теперь все видят, что под "международные трибуналы" отдаются не зачинщики войны, а, напротив, руководители страны, ставшей объектом нападения, так что всякие разговоры о правосудии и справедливости становятся в этих условиях анекдотом дурного вкуса.
Вместо укрепления режима нераспространения возникла обстановка, способствующая расползанию ОМУ-чумы по земному шару. У всех теперь соблазн обзавестись ОМУ, дабы защищаться от безмерно превосходящего по силам агрессора. Более того, международный терроризм отныне получает возможность с некоторым основанием претендовать на то, что выполняет "оборонительную" функцию и даже "защищает" нарушенное международное право.
В Вашингтоне этих очевидных последствий не замечают и все более открыто говорят о необходимости создания всемирной империи, которая осчастливит-де человечество, обратит его в "единственно верную веру". Сбывается мрачное пророчество Оруэлла на 1984 год. Хоть и с некоторым запозданием, зато в аккурат к 100-летию писателя.
Связанный тысячами нитей в единое целое, мир может не выдержать насильственной трансформации. Тем более что восстановление положения, при котором ООН оставалась бы центром принятия решений о войне и мире, весьма затруднительно.
Теоретически оно, конечно, возможно. Но для этого интервенты должны немедленно прекратить военные действия и вывести свои войска с иракской территории. Этот путь маловероятен, поскольку означал бы "потерю лица", чем так озабочены Вашингтон и его союзники. К тому же спонтанное возвращение американо-английского контингента на исходные позиции будет неизбежно воспринято в мусульманском мире как поражение США, что стало бы мощным стимулом для расширения масштабов исламского терроризма.
Второй путь ведет через освящение задним числом именем Совета Безопасности ООН развязанной США и Англией войны, разгрома Ирака превосходящими силами двух великих держав и оккупации иракской территории. Но и подобная развязка неприемлема, так как в результате международное сообщество низвело бы себя до роли статиста при всемогущих США.
Но если оба эти варианта - непроходные, надо искать третий, компромиссный. Такими поисками заняты сейчас столицы трех государств, ставших выразителями воли человечества сохранить многосторонние механизмы поддержания глобального мира, - Париж, Берлин, Москва. В рамках этих поисков родилась французская идея превратить намеченную на начало июня встречу "восьмерки" в Эвиане в международную конференцию, которая занялась бы выработкой решения наиболее опасных конфликтов на Ближнем Востоке и созданием основ новой системы международной безопасности. Для эффективности подобных усилий необходимо участие США - было бы безумием пытаться изолировать самую сильную державу мира. Отсюда бросающаяся в глаза сдержанность Парижа, Берлина и Москвы в отношении характеристики американо-английской силовой акции против Ирака. Расчет на то, что США все-таки вернутся к разумной и просчитанной внешней политике и будут уважать независимую линию тройки в международных делах. Авторитет Совета Безопасности ООН должен быть использован в интересах восстановления международной стабильности и предсказуемости.
Главная и, пожалуй, единственная гарантия того, что мир сможет преодолеть в конечном счете и этот кризис - сохранение и углубление тройственного франко-германо-российского взаимодействия. Оно является прообразом той Большой Европы, без которой не найти абсолютно необходимое глобальное равновесие.