- На какой стадии находятся переговоры о валютном союзе России и Белоруссии?
- Продолжается обмен мнениями о едином эмиссионном центре. Позиции сторон хорошо известны. Российская Федерация считает: поскольку единой валютой будет российский рубль, единым эмиссионным центром может быть только Центральный банк РФ. А Белоруссия - что таким эмиссионным центром мог бы стать Межбанковский валютный совет, в который вошли бы по 6 человек от каждого Центрального банка. Единственный прогресс - это то, что сейчас мы конкретно, в деталях согласовываем с белорусами, какие права получит Нацбанк Белоруссии, если в качестве базы будет взят российский проект. Это не означает, что белорусы на него согласились. Но, во всяком случае, они захотели прояснить его детали.
- А как будет проводиться общая денежно-кредитная политика Союзного государства?
- По нашему проекту, ее основные направления должны приниматься все-таки советом директоров ЦБ РФ, в который мы готовы официально включить представителей Белоруссии. Эти направления одобряются Национальным банковским советом, потом, видимо, парламентами обоих государств и, возможно, парламентом Союзного государства. В рамках этой денежной программы для Банка Белоруссии будут устанавливаться лимиты на операции на открытом и валютном рынках. Естественно, курсообразование должно быть единым.
- Возможна ли неконтролируемая эмиссия Минском безналичных рублей?
- В нашем варианте это невозможно. Потому что максимальные лимиты активных операций Нацбанка Белоруссии будут определяться наличием рублей на его корсчете в ЦБ РФ. И если белорусы будут проводить слишком много активных операций, в частности, проводить эмиссию в пользу правительства или безудержно кредитовать банки, то в конце концов у них на корсчете в ЦБ образуется ноль и все расчеты между Россией и Белоруссией просто встанут. Но это - крайний случай.
- Как валютное объединение с Белоруссией может сказаться на заявленном российским правительством курсе на полную конвертируемость рубля к 2007 году?
- Трудно сказать. Идут два параллельных процесса. С одной стороны, чтобы к 2005 году действительно перейти на рубль как единое платежное средство, нужно сблизить довольно много показателей. С другой стороны, Россия идет по пути либерализации валютного регулирования и собирается с 2007 года ввести полную конвертируемость рубля. И как эти два процесса пересекутся, я пока прогнозировать не берусь. Но в принципе это - проблема.
- Какими могут быть последствия валютного объединения?
- Для России серьезных последствий быть не должно, потому что соотношение экономик наших стран - 5:95. А для Белоруссии, принципиальное значение имеет, как будет определяться курс обмена белорусских рублей на российские.
Если изначально курс обмена завышается, от этого выигрывают домашние хозяйства - они получают гораздо больше полновесных российских рублей. Но пострадают белорусские производители: в результате обмена они должны будут платить высокую зарплату в российских рублях.
Если же курс будет занижен, белорусские предприятия выиграют - начнется быстрый рост производства и экспорта из Белоруссии в Россию, что очень выгодно для Белоруссии. Но домашние хозяйства на начальном этапе пострадают. Как у нас после кризиса 1998 года, когда импорт резко упал, все обеднели, зато началось бурное импортозамещение и рост экспорта.
По идее курс надо определить, избегая крайностей. Тогда скорее всего белорусская экономика в целом выиграет довольно существенно. Доля России во внешней торговле Белоруссии - 80%. Ликвидация валютных барьеров будет стимулировать, с одной стороны, рост белорусского экспорта, а с другой - приток российских инвестиций. Правда, нужно сознавать, что это будет означать попытку российских компаний купить наиболее привлекательные белорусские активы. Но, коли речь идет о Союзном государстве, плохого в этом я ничего не вижу.
- Пока модели валютного союза нет, проблема размещения золотовалютных резервов Нацбанка Белоруссии, естественно, ЦБ РФ не волнует. А каковы принципы размещения российских ЗВР?
- Совет директоров утверждает так называемые Инвестиционные директивы, утверждает общие направления, задает, например, параметры валютной структуры резервов, которые последнее время так любят обсуждать СМИ. Кроме того, в Инвестиционных директивах есть требования к контрагентам. ЦБ работает только с теми, рейтинг которых не ниже А+. Кредитный комитет по поручению совета директоров эти параметры конкретизирует. В частности, он утверждает список контрагентов, которые отвечают требованиям, установленным советом директоров, и принимает решения относительно операций. Конкретные решения, когда что-то купить или продать, принимает департамент валютных операций - там есть люди, уполномоченные это делать.
- А какова доходность инвестирования золотовалютных резервов?
- В принципе в данном случае цель - сохранность и ликвидность. Доходность сейчас низкая. У всех надежных долларовых бумаг, приобретаемых через надежных контрагентов, - в пределах 1-2%. В евро она чуть выше, но буквально на 0,5%.
- Будет ли эта ситуация меняться в связи с иракским кризисом?
- Пока Федеральная резервная система заявляет, что до прояснения ситуации с Ираком вообще не хотела бы пересматривать ставки. Европейский банк в этой ситуации тоже вряд ли будет делать резкие движения. Я думаю, в этом году доходность будет низкая.
- В середине апреля правительство собирается утверждать параметры стабилизационного фонда. Есть ли какая-то ясность относительно того, кто будет его управляющим?
- Возможностей много. Все зависит от того, что запишет в закон Министерство финансов и что примет парламент. Это может быть и ЦБ, потому что средства стабилизационного фонда всегда инвестируют за рубежом, а ЦБ как раз этим и занимается.
- Какова, на ваш взгляд, должна быть инвестиционная стратегия стабилизационного фонда?
- Я думаю, основными требованиями остаются сохранность и ликвидность. Потому что хотя стабилизационный фонд и создается для противодействия "голландской болезни", но использован он может быть в ситуации провала во внешней торговле. Тогда за счет средств стабилизационного фонда можно поддержать бюджетные обязательства.
- Предполагается, что несколько лет его средства будут только накапливаться. Если за это время объединение с Белоруссией все-таки состоится, не уйдет ли российский стабилизационный фонд на преодоление каких-то белорусских кризисов?
- Пока бюджеты двух союзных государств не объединены, средства стабилизационного фонда Российской Федерации - это средства бюджета РФ. А вот как их использовать - это у нас решают законодатели. Если они примут решение пустить эти средства на финансирование каких-то нюансов объединения с Белоруссией - это одно дело. Но можно такого решения и не принимать. Все в наших руках.