Проект Конституционного акта Союзного государства, которое намереваются создать руководители России и Белоруссии, завтра будет представлен в Высший государственный совет (ВГС), то есть на одобрение президентов Путина и Лукашенко. Об этом сообщил спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев после вчерашнего заседания совместной российско-белорусской комиссии по подготовке вышеназванного Акта. По его же словам, Высший государственный совет может собраться для обсуждения проекта в последней декаде апреля.
Впрочем, это, судя по всему, вовсе не означает, что работа над Конституцией Союза Белоруссии и России завершится уже к майским праздникам. На вчерашнем заседании комиссии и ее сопредседатели, и эксперты неоднократно подчеркивали, что скорее всего у ВГС будет к Акту немало замечаний. Например, можно ожидать, что в очередной раз придется править статьи об исключительной компетенции Союзного государства и о предметах совместного ведения входящих в него стран. На нынешнем этапе взаимоприемлемых формулировок выработать не удалось, а потому по совету обоих президентов, как вчера подчеркнул Селезнев, решено оставить все так, как записано в договоре об образовании Союзного государства.
Очевидным дефектом всех предыдущих редакций Конституционного акта было противоречие между объемом полномочий, передаваемых органам власти Союзного государства, и порядком формирования этих институтов. То, что авторы проекта решили создать на основе России и Белоруссии, по всем параметрам напоминает полноценную федерацию, принимающую на себя основные функции, права и обязанности объединяющихся государств. Между тем органы управления формируются и действуют так, словно обе страны сохраняют значительную часть своего суверенитета, а союзные структуры - всего лишь надстройка над национальными институтами власти. Получилось типичное "ни два - ни полтора". Государство вроде бы федеративное, а управляется, как конфедерация.
Конфедеративные элементы "вбили" в проект представители Белоруссии. Минские законотворцы держались за них как за последний бастион государственной независимости. Сдать этот бастион - значит ликвидировать белорусский суверенитет под корень. Аргументы московских коллег, доказывавших, что проектируемая система госуправления недееспособна, успеха не имели. В конце в концов комиссия остановилась на самом конфедералистском из обсуждавшихся вариантов.
В кратком изложении он выглядит так. Руководить Союзным государством станут поочередно президенты России и Белоруссии - каждый по два года. Однако единоличных решений очередной председатель Высшего государственного совета принимать не сможет - необходимо согласие "отдыхающего" коллеги. На основе консенсуса должен будет работать и ВГС в целом (кроме президентов, в него войдут руководители правительств и спикеры парламентов обоих государств). Председателя союзного Совмина будет назначать ВГС по согласованию с парламентом, что Геннадий Селезнев назвал примером "деликатнейшей корректировки" Договора о создании Союзного государства.
Парламент разработчики проекта составили из двух палат. Одна из них формируется на паритетной основе, из числа депутатов национальных парламентов, а вторая - избирается: 75 депутатов изберут россияне, 28 - белорусы. Чтобы обеспечить равенство сторон, на чем всегда настаивали представители Белоруссии, в конструкцию союзных органов заложены всевозможные балансировочные механизмы. Кроме принципа консенсуса, предписанного ВГС, можно, например, отметить способ принятия парламентских решений на совместных заседаниях обеих палат, которые будут проводиться по особо важным поводам. Одним из них, в частности, является согласование кандидатуры предсовмина. Решение совместного заседания будет считаться принятым в том случае, если за него проголосовали большинство в каждой из палат - при условии, что в палате представителей (избираемой) против высказались менее четверти ее состава. Благодаря такой заковыристой процедуре 28 белорусских депутатов смогут заблокировать любой вопрос.
Эффективность подобной системы власти крайне сомнительна. Но продолжение юридических дискуссий на эту тему члены двусторонней комиссии сочли бессмысленным: все равно окончательный выбор вариантов будут делать Владимир Путин с Александром Лукашенко. Комиссия обещала им подготовить проект к седьмой годовщине создания Сообщества России и Белоруссии, и слово сдержала. Семь лет Сообществу исполнится завтра.