Два года назад состоялось заседание Госсовета, посвященное реформе образования в России. Опыт подготовки материалов к этому заседанию позволил мне не только вникнуть в проблемы и перспективы развития российского образования, но и подвергнуть серьезной оценке потенциал образовательной отрасли Карелии, интегрировать лучшее в системе образования республики и выстроить стратегические задачи ее развития.
В концепции социально-экономического развития Республики Карелия образованию отведена приоритетная роль. Для перехода образования от стабильного функционирования к целенаправленному развитию необходимы государственные гарантии доступности качественного образования в республике. В свою очередь, формирование нового качества образования должно осуществляться на основе политической, социальной и экономической эффективности. Также необходим комплексный подход к решению задач модернизации образования с учетом реальных возможностей и особенностей развития каждого образовательного учреждения и организации.
Первыми шагами по реализации этих программ в республике стали мероприятия по социальной защите учителей. В 2002 году совместными усилиями органов республиканской исполнительной власти и местного самоуправления удалось обеспечить своевременную выплату заработной платы и отпускных в большинстве образовательных учреждений. Сократилась задолженность по компенсационным выплатам на приобретение методической литературы педагогам, совместно с муниципальными органами управления образованием проведена реструктуризация задолженности во внебюджетные фонды за последние годы. Созданы основы единой системы управления процессом формирования фонда оплаты труда.
В прошлом году на образование было израсходовано около 1,7 млрд. руб. (почти на 53% больше, чем в 2001 году). Расходы на выплату заработной платы и начислений в фонды (723 млн. руб.) увеличились почти на 65% по сравнению с предыдущим годом. Расходы на капитальный ремонт, материально-техническое обеспечение увеличились в совокупности на 38%.
В январе 2002 года в республике начался второй этап реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды на 2001-2005 гг.". По проекту "Компьютеризация городских и поселковых школ" 88 школ республики оснащены 817 компьютерами, принтерами, средствами доступа в интернет, сетевым оборудованием, программным обеспечением на общую сумму более 20 млн. руб. В результате реализации этого проекта в республике достигнута российская норма - один компьютер на 80 учащихся. При этом мы понимаем, что только оснастить школы современной компьютерной техникой недостаточно. Необходимо научиться эффективно ее использовать для качественного обновления обучения по каждому предмету, включая возможности и дистанционного обучения. Необходимо научить школу работать в условиях новых информационных технологий.
17 декабря 2002 года состоялось открытие центра "Интернет-образование" в Петрозаводске, в котором ежегодное повышение квалификации и переподготовку в сфере использования интернет-ресурсов в образовательном процессе, овладения новыми информационными технологиями организации образовательного процесса будут проходить 1000 педагогов. Кроме того, Республика Карелия включена в число семи регионов России для участия в проекте "Информатизация системы образования", который будет реализован совместно с правительством Российской Федерации. В 2003-2004 годах в республике будет создана сеть межшкольных ресурсных центров по оказанию услуг по переподготовке учителей, осваивающих использование информационно-телекоммуникационных технологий в учебном процессе.
В столице республики накоплен богатый опыт профильного обучения в старших классах школ с углубленным изучением предметов, в гимназиях и лицеях. Нам еще предстоит систематизировать опыт школ Карелии, активно участвующих в федеральном эксперименте по модернизации содержания образования, и распространить его на все средние общеобразовательные школы и начальные профессиональные учреждения с целью полного удовлетворения потребностей учащейся молодежи в допрофессиональной и профильной подготовке.
Карелия - многонациональная республика. Коренными жителями, проживающими на ее территории, являются карелы, вепсы и финны. В целях государственной поддержки развития языков и культуры этих народов мы реализовали Республиканскую целевую программу "Финно-угорская школа Республики Карелия на 2000-2002 гг.", в рамках которой созданы условия для развития финно-угорской школы в республике: закончилась реконструкция здания финно-угорской школы имени Э.Ленрота в Петрозаводске; разработаны проекты стандартов по карельскому, вепсскому языкам в начальной школе, программа обучения карельскому языку в дошкольном образовательном учреждении; изданы учебные пособия для основной школы по карельскому и вепсскому языкам; в планах - реализация Республиканской целевой программы "Этнокультурное образование в Республике Карелия на 2003-2005 гг.".
Замечу, что и школа сегодня должна учиться. Учиться жить в новых социально-экономических условиях, в условиях развивающегося гражданского общества, ответственности за судьбы подрастающего поколения.