Силовые ведомства находятся в состоянии глубокого недоумения. Хотя с момента объявления о реорганизации этих структур прошло уже две недели, соответствующие указы не опубликованы, а законопроекты так и не переданы в Госдуму. Сотрудники упраздненных ФАПСИ и ФСНП, а также переподчиненные пограничники оказались в ситуации долгосрочного правового вакуума.
По сообщениям от разных источников "НГ", в администрации президента затягивается работа над необходимыми для реформы указами и законопроектами. По некоторым сведениям, первоначальные варианты указов Владимир Путин отказался подписывать, сочтя их "сырыми". После этого было решено создать специальную рабочую группу, в которую, по некоторым данным, пригласили и депутатов Госдумы. Но как выяснил корреспондент "НГ", ни один компетентный в данных вопросах законодатель из профильных думских комитетов к сотрудничеству привлечен не был. Зато появилась информация, что в эту группу вошел депутат из ОВР Алексей Александров. Он известен только тем, что до начала депутатской карьеры был адвокатом в Санкт-Петербурге и, будучи ровесником президента, также окончил юрфак ЛГУ. В Думе прошлого созыва Александров считался доверенным лицом Сергея Степашина - в период, когда тот был на посту премьер-министра. Впрочем, на прямой вопрос корреспондента "НГ", приглашен ли он в данную комиссию, сам Александров ответил отрицательно.
Между тем поговаривают о некоем юридическом тупике, в который уперлись разработчики указов и вытекающих из них законопроектов. Серьезную проблему представляет правка недавно принятого Уголовно-процессуального кодекса. Кроме того, по имеющимся данным, Виктор Черкесов далеко не в восторге от передаваемых ему по наследству от ФСНП сотрудников, моральный облик которых давно вызывал сомнения. Поговаривают и о том, что политические советники президента уже обратили внимание шефа на такое обстоятельство: техническое участие ФСБ в обеспечении системы ГАС "Выборы" при проведении избирательных кампаний может вызвать нежелательный резонанс как в стране, так и в мире. Впрочем, депутатов больше беспокоят не зависшие указы, а законопроекты. Согласно оценке комитета по безопасности, необходимо будет поправить не менее 30 действующих законов, в частности, закон об оперативно-разыскной деятельности, уже упомянутый выше УПК и Гражданский кодекс.
На Охотном Ряду недовольны и тем, что история с перестановками в силовых ведомствах может продемонстрировать, насколько законодательная власть зависима от руководства исполнительной. Вряд ли Думе после принятых президентом решений будет позволено, к примеру, оспорить присоединение ФПС к ФСБ или не отказать МВД в праве расследовать налоговые преступления. Хотя депутаты, дабы показать свою значимость, вполне могут затруднить прохождение законопроектов большим количеством поправок и всевозможных согласовательных процедур.