С интернациональной формулировкой "добровольная отставка по состоянию здоровья" состоялось увольнение помощника госсекретаря США по "публичной дипломатии", сиречь главы департамента внешнеполитической пропаганды г-жи Шарлотты Бирс. В госдеп она попала после успешного руководства крупными рекламными агентствами, продвигавшими на рынки в том числе рис Uncle Ben's. Отсюда газетная шутка: если раньше г-жа Бирс продавала "дядю Бена", то теперь продает "дядю Сэма".
Сам по себе опыт рекламного бизнеса для руководителя зарубежной пропагандистской службы только полезен. Технологии продажи товара и имиджа государства во многом схожи. Вот и в России руководительницей РИА "Новости" - мини-аналога пропагандистского ведомства США и последователя дела АПН - недавно стала глава рекламного агентства. Все дело в качестве самого товара и способах его сбыта.
Действительно, ни одна пропаганда не может быть лучше той политики, которую она обслуживает. В мире сочувствие к жертве международных террористов стало испаряться по мере того, как США начали неадекватно использовать антитеррористические акции ради безмерного усиления своей мощи в глобальном измерении. Наряду с развивающимся миром антиамериканизм затронул значительную часть Запада.
Неприятие антииракского милитаристского психоза и, мягко говоря, неважная репутация США за рубежом - факт очевидный. В такой ситуации понадобился козел отпущения и им оказался госдеп с его провальной "публичной дипломатией". Чего стоит, например, телепрожект г-жи Бирс с рекламой "универсальных ценностей" США для мусульманской аудитории. Озаботилась она и россиянами, предложив им проект создания в нашей стране "американских комнат" - компьютерных пропагандистских центров, которые могут быть не только стационарными, но и мобильными, к примеру, размещаться в салоне автобуса.
Реформы в сфере организации внешнеполитической пропаганды неизменно отражают смену стратегических вех руководителей США. Ровно полвека назад создается в качестве самостоятельной государственной структуры многофункциональное Информационное агентство США - ЮСИА. Четверть века спустя президент Джимми Картер с его доктриной "защиты прав человека" объединил ЮСИА с отделом культуры и образования госдепа. Еще через 4 года президент Рональд Рейган возродил ЮСИА, главным инструментом агентства стала всемирная телесеть "Уорлднет". В 1998 г. президент Билл Клинтон как дань постсоветскому миропорядку низвел ЮСИА до роли подразделения госдепа.
Сразу же после теракта 11 сентября в стенах Белого дома, озабоченного имиджем США за рубежом, создается "коалиционный информационный центр". Тогда же для манипулятивного использования зарубежных СМИ Пентагон затеял учреждение новой структуры - "отдела стратегического влияния". Ранее "черной пропагандой" занималось по преимуществу ЦРУ, но оно, опозоренное терактом против США, пребывало в шоке. Хотя амбициозная затея осталась на бумаге, прежде всего по причине скандала после утечки информации о намерении использования зарубежных журналистов на поприще "черной пропаганды", Пентагон обустроил первую траншею в психологической войне против Ирака.
Приемы штатных пропагандистов Министерства обороны назвать изящными было бы преувеличением. Американским журналистам - будущим фронтовым корреспондентам был предложен "курс молодого бойца". Иракской аудитории - листовки и в дополнение к недавно учрежденной радиостанции "Голоса Америки" для Ближнего Востока - вещание с бортов американских самолетов. Одно из обращений под аккомпанемент арабской музыки призывает-вопрошает: "Народ Ирака! Суммы денег, которую тратит на себя Хусейн за один лишь день, хватило бы на то, чтобы прокормить целую семью в течение года. Как долго еще это коррумпированное правительство будет эксплуатировать и угнетать иракский народ?" Незатейливо, но предметно.
Не рассчитывая на действующих подобно слону в посудной лавке пентагоновских имиджмейкеров, Белый дом создал под собственной крышей "отдел глобальных коммуникаций". Главная задача нового учреждения во главе с заместителем помощника президента по глобальным коммуникациям - противодействие усилению антиамериканских настроений в мире.
В документах Белого дома особо подчеркивается, что распространяющаяся в мире информация должна не только "отвечать стратегическим целям США и их союзников", но и быть "правдивой и достоверной" - явная попытка рассеять веские опасения международной общественности о дезинформационной составляющей контрпропагандистской деятельности Вашингтона. Тем более что "отделу глобальных коммуникаций" вменяются среди прочих такие функции: отпор "домыслам и слухам в войне против терроризма"; "разоблачение дезинформации и пропаганды со стороны иракского режима"; направление в представляющие интерес для СМИ районы "групп быстрого информационного реагирования"; "координация тем и мероприятий", призванных обеспечить в конгрессе и ООН "поддержку усилий президента по разоружению Саддама Хусейна"; взаимодействие усилий ведомств, нацеленных на пропаганду преимуществ американского образа жизни.
Самая масштабная после окончания холодной войны реорганизация аппарата внешнеполитической пропаганды США неизбежно приведет к созданию "агитпропа по-американски". Тем более что, как признал пресс-секретарь Джорджа Буша, многие министерства и ведомства США были бы рады появлению в Белом доме куратора пропагандистских служб, имеющего доступ к "уху президента". Хотя заранее известно, что хотело бы услышать президентское ухо.