0
1194
Газета Политика Интернет-версия

12.03.2003 00:00:00

Агитпроп по-американски

Карэн Хачатуров

Об авторе: Карэн Хачатуров - доктор исторических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ.

Тэги: сша, имидж, реклама, агитация, госдеп


С интернациональной формулировкой "добровольная отставка по состоянию здоровья" состоялось увольнение помощника госсекретаря США по "публичной дипломатии", сиречь главы департамента внешнеполитической пропаганды г-жи Шарлотты Бирс. В госдеп она попала после успешного руководства крупными рекламными агентствами, продвигавшими на рынки в том числе рис Uncle Ben's. Отсюда газетная шутка: если раньше г-жа Бирс продавала "дядю Бена", то теперь продает "дядю Сэма".

Сам по себе опыт рекламного бизнеса для руководителя зарубежной пропагандистской службы только полезен. Технологии продажи товара и имиджа государства во многом схожи. Вот и в России руководительницей РИА "Новости" - мини-аналога пропагандистского ведомства США и последователя дела АПН - недавно стала глава рекламного агентства. Все дело в качестве самого товара и способах его сбыта.

Действительно, ни одна пропаганда не может быть лучше той политики, которую она обслуживает. В мире сочувствие к жертве международных террористов стало испаряться по мере того, как США начали неадекватно использовать антитеррористические акции ради безмерного усиления своей мощи в глобальном измерении. Наряду с развивающимся миром антиамериканизм затронул значительную часть Запада.

Неприятие антииракского милитаристского психоза и, мягко говоря, неважная репутация США за рубежом - факт очевидный. В такой ситуации понадобился козел отпущения и им оказался госдеп с его провальной "публичной дипломатией". Чего стоит, например, телепрожект г-жи Бирс с рекламой "универсальных ценностей" США для мусульманской аудитории. Озаботилась она и россиянами, предложив им проект создания в нашей стране "американских комнат" - компьютерных пропагандистских центров, которые могут быть не только стационарными, но и мобильными, к примеру, размещаться в салоне автобуса.

Реформы в сфере организации внешнеполитической пропаганды неизменно отражают смену стратегических вех руководителей США. Ровно полвека назад создается в качестве самостоятельной государственной структуры многофункциональное Информационное агентство США - ЮСИА. Четверть века спустя президент Джимми Картер с его доктриной "защиты прав человека" объединил ЮСИА с отделом культуры и образования госдепа. Еще через 4 года президент Рональд Рейган возродил ЮСИА, главным инструментом агентства стала всемирная телесеть "Уорлднет". В 1998 г. президент Билл Клинтон как дань постсоветскому миропорядку низвел ЮСИА до роли подразделения госдепа.

Сразу же после теракта 11 сентября в стенах Белого дома, озабоченного имиджем США за рубежом, создается "коалиционный информационный центр". Тогда же для манипулятивного использования зарубежных СМИ Пентагон затеял учреждение новой структуры - "отдела стратегического влияния". Ранее "черной пропагандой" занималось по преимуществу ЦРУ, но оно, опозоренное терактом против США, пребывало в шоке. Хотя амбициозная затея осталась на бумаге, прежде всего по причине скандала после утечки информации о намерении использования зарубежных журналистов на поприще "черной пропаганды", Пентагон обустроил первую траншею в психологической войне против Ирака.

Приемы штатных пропагандистов Министерства обороны назвать изящными было бы преувеличением. Американским журналистам - будущим фронтовым корреспондентам был предложен "курс молодого бойца". Иракской аудитории - листовки и в дополнение к недавно учрежденной радиостанции "Голоса Америки" для Ближнего Востока - вещание с бортов американских самолетов. Одно из обращений под аккомпанемент арабской музыки призывает-вопрошает: "Народ Ирака! Суммы денег, которую тратит на себя Хусейн за один лишь день, хватило бы на то, чтобы прокормить целую семью в течение года. Как долго еще это коррумпированное правительство будет эксплуатировать и угнетать иракский народ?" Незатейливо, но предметно.

Не рассчитывая на действующих подобно слону в посудной лавке пентагоновских имиджмейкеров, Белый дом создал под собственной крышей "отдел глобальных коммуникаций". Главная задача нового учреждения во главе с заместителем помощника президента по глобальным коммуникациям - противодействие усилению антиамериканских настроений в мире.

В документах Белого дома особо подчеркивается, что распространяющаяся в мире информация должна не только "отвечать стратегическим целям США и их союзников", но и быть "правдивой и достоверной" - явная попытка рассеять веские опасения международной общественности о дезинформационной составляющей контрпропагандистской деятельности Вашингтона. Тем более что "отделу глобальных коммуникаций" вменяются среди прочих такие функции: отпор "домыслам и слухам в войне против терроризма"; "разоблачение дезинформации и пропаганды со стороны иракского режима"; направление в представляющие интерес для СМИ районы "групп быстрого информационного реагирования"; "координация тем и мероприятий", призванных обеспечить в конгрессе и ООН "поддержку усилий президента по разоружению Саддама Хусейна"; взаимодействие усилий ведомств, нацеленных на пропаганду преимуществ американского образа жизни.

Самая масштабная после окончания холодной войны реорганизация аппарата внешнеполитической пропаганды США неизбежно приведет к созданию "агитпропа по-американски". Тем более что, как признал пресс-секретарь Джорджа Буша, многие министерства и ведомства США были бы рады появлению в Белом доме куратора пропагандистских служб, имеющего доступ к "уху президента". Хотя заранее известно, что хотело бы услышать президентское ухо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1916
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3934
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2971
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2432

Другие новости