Как известно, из всех арабских лидеров именно Саддам Хусейн занимает наиболее непримиримую позицию в израильско-палестинском конфликте. Поэтому от его свержения еврейское государство, казалось бы, безусловно, выиграет. Базирующийся на Ближнем и Среднем Востоке терроризм, который, апеллируя к исламу, давно стремится уничтожить "сионистское образование", - сегодня смертельный враг США. Поэтому укрепление американских позиций в регионе, как представляется, должно автоматически работать и на Израиль.
Ситуация, однако, не столь проста. Несмотря на всю мощь, Соединенные Штаты явно не в состоянии обустроить мир по своему разумению. И единственная альтернатива основам сложившейся после Второй мировой войны системы международной безопасности - не безоговорочная американская гегемония, а всеобщий хаос. Отсюда заинтересованность самых разных стран (в том числе и самих США) в сохранении и ООН, и ее Совета Безопасности.
Как известно, число резолюций СБ ООН, нарушенных Саддамом Хусейном, уже превысило полтора десятка. И если Вашингтон и Лондон начнут операцию по свержению диктатора без новой резолюции, их вряд ли можно будет обвинить в игнорировании решений СБ. На таком фоне обреченность Саддама очевидна. Не вызывает сомнений и то, что на Ираке Вашингтон не остановится. И основным направлением дальнейшего наступления станет отнюдь не Северная Корея. Хотя Пхеньян, отказавшись от данных американцам обещаний не производить ядерное оружие, также бросил вызов США, именно Ближний и Средний, а не Дальний Восток - главный плацдарм международного терроризма.
После иракской операции объектом основного внимания американских стратегов наверняка станут соседние Саудовская Аравия и Иран. Династия Саудидов - давний союзник Соединенных Штатов. Но ее теснейшая связь с ваххабизмом (самой жесткой формой суннизма) рождает у Вашингтона обоснованные сомнения. Ведь ваххабизм сегодня - это главная идеологическая "крыша" международного терроризма. Что же касается Ирана, то после краха саддамовского режима он, видимо, займет освобожденное Ираком место самой откровенно антиамериканской страны в мире. Правда, господствующий там шиизм связан с теми террористами, которые сконцентрированы на борьбе с Израилем, а не с США. Тем не менее их вклад в общетеррористический потенциал современного мира несомненен. К тому же, как подозревают американцы, Иран пытается создать собственное ядерное оружие.
Добиваясь изменений в политике Эр-Рияда и Тегерана, США, опираясь на свое возросшее военное присутствие в регионе, видимо, будут использовать прежде всего экономические и политические средства. Формой экономического давления на Саудовскую Аравию уже стало демонстративное стремление с помощью поставок из России ослабить свою зависимость от саудовской нефти (8% всего американского импорта черного золота). Одновременно в качестве противовеса Саудидам Вашингтон, видимо, намерен усилить их исторических соперников - Хашимитов, ныне правящих в Иордании, но в прошлом контролировавших Ирак и значительную часть Аравийского полуострова.
Соединенные Штаты давно оказывают экономическое давление и на Иран: ограничивают возможности своих компаний торговать с этой страной и подвергают санкциям иностранные фирмы, которые пытаются сотрудничать с Тегераном в нежелательных для США сферах. После утверждения Вашингтона в Багдаде немалым политическим подспорьем здесь может оказаться такое решение национального вопроса в Ираке, которое станет весьма привлекательным для этнических меньшинств, составляющих около половины населения Ирана. Свое место в этих расчетах занимают и попытки так или иначе отговорить Россию от ядерного сотрудничества с Тегераном.
Идти на что-то большее, нежели экономическое и политическое давление, в отношениях с Саудовской Аравией и Ираном вряд ли входит в планы Вашингтона. Саудовцы, несмотря на свою во многом вынужденную непоследовательность, все же весьма заинтересованы в союзе с Соединенными Штатами. Ведь апеллирующие к исламу террористы стремятся свергнуть и их. В Иране же постепенное усиление реформаторов в противостоянии с консерваторами дает основания надеяться на мирную эрозию антиамериканского режима. Да и Совет Безопасности, даже если США очень захотят, вряд ли примет какие-либо резолюции против Саудовской Аравии или Ирана.
В то же время в регионе существует государство, давно и упорно нарушающее резолюции СБ ООН. Это Израиль, который отказывается уйти со всех арабских территорий, захваченных им в 1967 году. Во время холодной войны говорить о серьезном американском давлении на еврейское государство не приходилось. Американо-израильский альянс выступал тогда краеугольным камнем противостояния советскому влиянию в регионе. Но после распада СССР и ухода в прошлое биполярного мира ситуация радикально изменилась. Израиль, несомненно, жизненно заинтересован в успехе борьбы США с апеллирующими к исламу террористами. Но невыполнение им резолюции СБ дает все основания обвинять американцев в двойных стандартах: почему то, что нельзя Ираку, можно Израилю?
Этот вопрос особенно болезнен для Вашингтона сегодня, когда ему, возможно, как никогда раньше важно установить прочные контакты со всеми заинтересованными в стабильности региональными силами. И здесь даже самая безоговорочная поддержка Израилем американцев не может компенсировать отказ выполнять резолюции СБ. Учитывая огромную зависимость еврейского государства от Соединенных Штатов, сильные антиизраильские настроения в Европе и старые связи России с арабами, надавить на него для Вашингтона будет гораздо легче, чем на Саудовскую Аравию и тем более Иран. Поэтому, как парадоксально это бы ни казалось, от свержения Саддама Хусейна Израиль в конце концов, возможно, больше потеряет, чем приобретет.