Вчера ряд информационных агентств распространил сообщение о том, что в Чечне совершена попытка покушения на главу администрации республики Ахмада Кадырова. Как сообщалось, в результате нападения неизвестных на кортеж погибли защищавшие его трое чеченских омоновцев и ранены четверо сотрудников охраны. Сам Кадыров не пострадал. Далее пошли опровержения: от оперативного дежурного МВД Чечни, от начальника Службы безопасности главы республики. Весь день обсуждалась горячая тема: "Было ли покушение на Кадырова?" Практически не комментировалось странное обстоятельство: при том ежедневном и ежечасном внимании СМИ к событиям в Чечне, почему сообщение о субботнем покушении (действительном или мнимом) появляется только в понедельник? Кто два дня держал эту информацию под спудом? Или иначе: кто два дня готовил ее к публикации и зачем?
Чем ближе референдум по Конституции Чеченской Республики, тем больше, естественно, обостряется и политическая борьба вокруг этой кампании. Борьба как открытая, так и тайная, как кабинетная, так и пиаровская. Вопрос о принятии Конституции сегодня для Чечни фактически означает вопрос о том, кто будет ее президентом. Понятно стремление действующего главы администрации удержаться у власти. Но какие аргументы имеются у него для этого?
Ахмаду Кадырову очень хотелось бы убедить Кремль в том, что именно он - тот единственный человек, который сможет управлять республикой, примирить враждующие группировки, организовать восстановление разрушенного. Но уже существовала иллюзорная надежда, что именно Кадыров, который и сам не так давно был в рядах сепаратистов, сможет "навести мосты" между федеральным Центром и лидерами боевиков и помочь установлению мира. Надежда эта давно рухнула. Никаких мостов Кадыров не навел, хотя времени на то имел достаточно.
Незаменимость Кадырова и его необходимость - с одной стороны, для республики и, с другой стороны, для Кремля - оказывается не более чем мифом. Но сегодня миф о политической живучести Кадырова оказывается одной из угроз для проведения референдума. Перспектива продлить и укрепить его власть способна остановить тех, у кого сама по себе идея проголосовать за Конституцию возражений не вызывает.
В последние дни остро стал вопрос об участии в голосовании чеченцев, живущих не в Чечне. Кадыров заявил в Грозном по местному телевидению, что за пределами республики голосование проводиться не будет: "Дополнительные участки для голосования по проекту Конституции Чечни в Москве и других российских городах для проживающих в них чеченцев не предусмотрены и их не будет. Для этого нет правовой основы, и потому в голосовании смогут участвовать только те граждане, которые проживают в республике или находятся временно за ее пределами, но зарегистрированы по месту жительства в Чечне".
По части регистрации Кадыров прав, но особая ситуация в Чечне, заставившая множество ее жителей спасаться от войны в других регионах, оставляет вопрос не закрытым. Так считают и многие представители чеченской диаспоры в Москве.
- Меня очень волнует позиция жителей Чечни, покинувших республику, заявил "НГ" Абубакар Арсамаков, председатель Общественного объединения граждан, вынужденных покинуть Чеченскую Республику, президент Московского индустриального банка. - Они заявляют, что вернулись бы, если там была нормальная власть. Кадыров просто хочет удержаться у власти с помощью Конституции. Референдум надо проводить, но о доверии к нынешней администрации. Я выражаю мнение большинства людей, покинувших республику не по своей воле. Этот референдум только укрепит нынешнюю власть. Если в нем примут участие чеченцы, проживающие за пределами республики, то Конституция будет отклонена. Этого боятся нынешние власти республики, и потому они хотят чтобы референдум прошел только внутри Чечни. Все чеченцы, проживающие за ее пределами, хотят принять участие в выборах президента.
- Все те, кто выехал из Чечни с 1991 года, спасая жизнь своих детей, и желает вернуться обратно, должны получить право на голосование, - сказал корреспонденту "НГ" депутат Государственной Думы РФ Асламбек Аслаханов. - Я поддерживаю инициативу чеченцев, проживающих за пределами Чечни, но желающих голосовать на референдуме по Конституции Чеченской Республики. Необходим компромисс, и мы его нашли. Избирательные участки нельзя поставить во всех местах компактного проживания чеченцев, однако их можно разместить на границе с Чечней. Тогда необходимо оплатить дорогу всем чеченцам, желающим принять участие в референдуме. В субботу я выступал в Центризбиркоме по этому вопросу, и Вешняков согласился с этим. Я не думаю, что Кадыров будет против этого возражать.