В последнее время много писалось и говорилось о том, что Путин принял стратегическое решение и изменил внешнеполитический курс России, взяв курс на сближение с Западом, и в частности с США. Многие российские эксперты даже говорят о дипломатической революции. Конечно, нельзя недооценивать решения Путина, принятые после 11 сентября 2001 года. Я даже могу принять формулировку "стратегическое решение", но никак не могу согласиться, что это - революция.
С моей точки зрения, революционное решение было принято гораздо раньше, а именно 15 лет назад, при Горбачеве, когда он ввел концепцию так называемого нового политического мышления, общеевропейского дома и России как неотъемлемой и естественной части Европы.
Суть нового политического мышления состояла в том, что общечеловеческие ценности провозглашались более важными, чем классовая борьба и соперничество между коммунистическим и капиталистическим обществами. Горбачев ясно осознавал неразрешимость экономических проблем страны и неспособность СССР продолжать военно-политическое соперничество с Западом. Он понимал необходимость значительных сокращений военного бюджета и глубокой перестройки экономики.
Следуя этому курсу, СССР вывел войска из стран Восточной Европы, в результате чего стало возможным воссоединение Германии и окончание холодной войны.
В течение 15 лет мы наблюдаем процесс, который можно назвать геополитическим отступлением коммунистической системы, воплощением которой был Советский Союз. Согласие России на военное присутствие США в Центральной Азии и Грузии сегодня лишь продолжение процесса, начатого 15 лет назад, процесса поистине глобального и исторически длительного.
Интересно отметить, что сегодня многие говорят о том, что своими действиями Путин опередил устремления российской политической элиты. Внешнеполитический курс Москвы после 11 сентября, и прежде всего сближение с США, спорен для многих российских аналитиков и официальных лиц. Мы часто слышим от них утверждения, что Россия делает слишком много уступок США.
Например, говорят они, Россия поддержала Америку в Афганистане. И как же отвечает на это администрация Буша? Расширением НАТО на восток и выходом из Договора по ПРО. Совершенно очевидно, продолжают сторонники данной точки зрения, что Америка не принимает во внимание интересов России. Такая аргументация чрезвычайно напоминает критику внешнеполитического курса Горбачева.
При Горбачеве мы задавали вопрос: является ли новый внешнеполитический курс Советского Союза новой стратегией или только тактической уловкой, позволяющей СССР выиграть время, усилить экономику и возобновить старую борьбу с Западом. И сейчас мы продолжаем задавать себе этот же вопрос: "Каковы истинные намерения Путина? Новая ли это стратегия или просто тактический ход?"
Когда я слышу эти вопросы, мне хочется, в свою очередь, спросить: "Что должна сделать Россия, чтобы убедить нас в искренности своих заявлений? Сколько еще доказательств нам нужно?" Я хотел бы задать даже более провокационный вопрос: "А действительно ли нам так важно знать истинные намерения Путина?" Ведь каковы бы они ни были, они не могут изменить реального положения дел в России и в мире.
Обратимся к статистике. Сейчас ВВП России составляет 5% от ВВП США. Даже при самых благоприятных условиях для России и самых неблагоприятных условиях для Америки Россия не сможет возобновить серьезное соперничество с Западом еще очень долгое время. В России назревает демографическая проблема, которая делает серьезное соперничество с Западом еще более маловероятным. По предсказаниям демографов, через 50 лет население России будет составлять менее ста миллионов человек.
В своем первом обращении к нации два года назад Путин сформулировал цель экономического развития на ближайшие 15 лет - достигнуть уровня жизни, существующего сейчас в Португалии. Для достижения этой цели России необходим темп экономического развития, равный 8% в год. Это очень амбициозная цель, достижение которой невозможно без экономической интеграции с Западом.
Обратимся к международному окружению России. Откуда исходят угрозы для безопасности России? Во времена холодной войны главная угроза исходила от Запада. Сейчас интеграция с Западом - основная предпосылка и важнейшее условие экономического развития России.
Три главные угрозы сейчас - это известные всем "измы": терроризм, сепаратизм и экстремизм. Под экстремизмом я понимаю прежде всего религиозный экстремизм. Сегодня эти угрозы безопасности России исходят прежде всего с юга. Продолжается война в Чечне. Не НАТО или Запад в целом, а нестабильность в Средней Азии и на Кавказе рассматриваются Москвой в качестве серьезных угроз безопасности России. Именно в интересах безопасности России Путин поддержал США во время войны в Афганистане. В настоящее время происходит осознание администрацией Путина общих интересов России и США.
В более долгосрочной перспективе Россия начинает испытывать беспокойство в связи со стремительным увеличением политического и экономического влияния Китая. И в связи с этим мы можем говорить об определенной общности интересов России и США. Так как обе страны заинтересованы в стабильной и мирной интеграции Китая в глобальную политику и экономику.
Угрозы с юга, неопределенность на востоке и отсутствие реальных угроз с запада - все это приводит к западной ориентации внешней политики России. Нынешнее не совсем стабильное положение России психологически болезненно для ее политической элиты, выросшей при господстве советской идеологии. Необходима смена поколения, которое сможет не только понять, но и принять новое положение России в мире. Возможно, и нам в США необходимо новое поколение политиков, которое сможет рассматривать Россию сквозь призму новой политической ситуации, а не старого опыта холодной войны.