Проект конституционного акта Союзного государства, которое в принципе планируют создать Российская Федерация и Республика Беларусь, по-прежнему далек как от окончательного согласования, так, впрочем, и от более или менее приемлемого совершенства. Разногласия между двумя сторонами остаются по самым ключевым вопросам, а то, что находит общее согласие, выглядит не слишком эффективным и даже жизнеспособным.
Вчера на Охотном Ряду прошло очередное заседание российско-белорусской комиссии по подготовке проекта конституционного акта, по завершении которого стороны выразили восхищение обоюдной конструктивностью. Как уверяется, данное заседание является последним - на российской земле. 11 марта уже в Белоруссии состоится завершающий раунд консультаций, после чего, как обещали вчера спикеры нижних палат обоих союзных парламентов Геннадий Селезнев и Вадим Попов, пройдут согласования текстов с президентами Лукашенко и Путиным. И уже после этого, если, конечно, продукт совместной комиссии найдет одобрение двух руководителей, можно будет заниматься следующей стадией укрепления Союзного государства - проводить соответствующие референдумы, выборы и назначения в наднациональные органы власти.
"Время для занятий с альтернативными проектами прошло, - заявил корреспонденту "НГ" Геннадий Селезнев, - они привели только к проволочкам, а потому теперь комиссия рассматривает только поправки". Кстати говоря, вчера одна из таких поправок была сделана прямо на заседании - присутствовавшие на нем делегаты от обеих стран согласились с тем, что из текста надо полностью исключить статью о возможном установлении союзных налогов: это может вызвать излишнее раздражение граждан. Впрочем, в статье о принципах формирования союзного бюджета записано, что кроме российской и белорусской квот можно будет использовать и другие источники. Таким образом, возможно, какие-то сборы в пользу Союзного государства все же будут вводиться.
Тем не менее, как сказал Селезнев, между сторонами остаются не менее восьми довольно крупных разногласий. Споры идут вокруг исключительной компетенции Союзного государства, совместной компетенции входящих в него стран и остающихся за ними собственных полномочий. Кроме того, не урегулированы пока и разногласия по отношению к принципам формирования некоторых союзных органов, их прав и обязанностей.
Однако вчера была поднята гораздо более концептуальная проблема, разумное решение которой, как представляется, в принципе могло бы сильно облегчить согласительную работу. Дело в том, что глава ЦИК Александр Вешняков высказал мысль, что, видимо, придется вносить такие поправки в действующий договор о создании Союза РФ и РБ, которые позволят избежать потенциальной войны законов - союзных и национальных. Сейчас же, по его мнению, некоторые статьи договора фактически закладывают для этого основу. Впрочем, белорусская сторона вряд ли сочтет подобную идею разумной: нынешняя система принятия решений консенсусом, которую, судя по всему, предлагается сохранить и в дальнейшем, ей наиболее выгодна. А что касается войны законов, то Александр Лукашенко, очевидно, ее не боится и уверен в своей победе: нужные ему союзные законы он будет через белорусскую границу пропускать, а ненужные сами станут умирать в согласительных конвульсиях.