Нынешний год станет, судя по всему, самым интенсивным с точки зрения дипломатической активности России за последний период. Только на самом высшем уровне запланированы встречи лидеров "большой восьмерки", Совета Россия-НАТО и в рамках саммитов РФ-ЕС. Владимир Путин по меньшей мере трижды встретится с президентом США Джорджем Бушем. Кроме решения текущих проблем, в ходе этой деятельности на международной арене российским властям крайне желательно предъявить согражданам конкретные результаты курса сближения с Западом перед выборами в Госдуму. Хотя непосредственно на результатах парламентских выборов они вряд ли скажутся, но в общем балансе потерь и приобретений Кремля международно-политические плоды могут повлиять на ожидаемые итоги.
У России, при всех сохраняющихся проблемах, самые тесные отношения с Западом за всю историю с 1917 г. Среди основных игроков на мировой арене у нас ныне вроде бы нет врагов или противников. Европа и Америка могут помочь в трудный момент, пользуясь метафорой, как два слона, которые с боков поддерживают временно ослабленного товарища. Казалось бы, в общих интересах поддерживать демократию, рыночную экономику и стабильность в России, вовлекать ее в широкое международное сотрудничество.
Однако когда требуются доказательства того, что Россия только выигрывает от тесного сотрудничества с США и ЕС, возникают проблемы. Отчасти это связано со своекорыстием и ограниченностью ресурсов наших партнеров, отчасти с неумением артикулировать национально-государственные интересы России. Отсутствие весомых и зримых результатов международно-политической деятельности Москвы объясняет то, почему стремление к более широкому сотрудничеству с Западом встречает в России противников среди многих важных групп и тех, кто принимает решения.
После скромных, а подчас противоречивых итогов прошедшего внешнеполитического года даже среди кругов, поддерживающих нынешний международный курс, усиливаются опасения, что Москва зашла слишком далеко в поддержке США, не получив ничего взамен. За время деятельности России в антитеррористической коалиции, возглавляемой Вашингтоном, ей не удалось решить вопросы, представляющие для страны наибольший приоритет.
В этом списке на этот год, как известно, находятся проблемы реструктуризации советского долга, адаптации ДОВСЕ и вступления в ВТО. Если они будут решаться так же, как в прошлом году, когда произошел выход США из Договора ПРО 1972 г., была "разрешена" проблема транзита в Калининградскую область и совершилось расширение НАТО на восток, то у Кремля появится ряд дополнительных проблем во внутренней политике. Кроме того, лояльность Москвы в связи с односторонними действиями Вашингтона против Ирака или форсирование усилий Пентагона в сфере НПРО могут создать дополнительные трудности.
Даже учитывая значительную общественную поддержку президента России, а также наличие у партии власти управляемого большинства в обеих палатах ФС, в год перед выборами возможны некие коллизии по международным вопросам. Например, ратификация Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанного президентами РФ и США в мае 2002 г., может потребовать дополнительных усилий со стороны Кремля для достижения компромисса с Госдумой. Та же проблема возможна в связи с ратификацией адаптированного ДОВСЕ.
Очевидно, что критика внешнеполитического курса Кремля со стороны внутрипарламентской оппозиции в этот год будет только усиливаться. Логика политической борьбы и необходимого размежевания с партией власти будет побуждать руководство СПС и "ЯБЛОКО" использовать просчеты и ошибки властей на международной арене для расширения поддержки своего электората. Как прозрачно намекают их лидеры, трудно поддерживать нынешнюю политику, если Запад ничего не будет давать взамен - как в экономической, так в политической областях. Наиболее остро критикует президента за его внешний курс лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он предупреждает Путина не идти на уступки США и считает, что тот совершает те же ошибки, что и Горбачев и Ельцин, пытавшиеся интегрировать Россию с Западом.
Если исключить коммунистов, то количество критиков сегодняшнего международно-политического курса, конечно, меньше, но подспудно ощущается углубляющееся недовольство. Военные круги не скрывают своего неприятия по поводу открытия воздушного пространства России для ВВС США и стран НАТО, создания военных баз для антитеррористической коалиции в странах Центральной Азии. С их мнением не посчитались еще тогда, когда они выражали несогласие с закрытием военных объектов ВС РФ на Кубе и во Вьетнаме. Среди российских военных и ВПК в целом усиливается ощущение того, что Россия не только отдает больше, чем получает, но и не может сохранить то, что имеет.
Время от времени у российского руководства возникают проблемы с подтверждением полезности курса на сближение с Западом, что ведет к неясным и противоречивым сигналам с российской стороны. Важнейшим все же является то, что высшее политическое руководство в Кремле ясно в выборе своих приоритетов.