Недавно один насмешник предложил поправку в закон о пчеловодстве. Он потребовал включить в этот декрет следующее положение: "Пчела является единственным насекомым, обладающим правом беспрепятственного перемещения в воздушном пространстве РФ". Автор поправки не пчеловод, а ерник. Он потешается над нездоровой страстью отечественных законотворцев, стремящихся регламентировать все возможные проявления жизни. Например, употребление иноязычных и матерных слов, отношения полов, эстетические предпочтения и т.п.
По первому взгляду та же страсть к регламентации всего и вся двигала и Центризбиркомом, с подачи которого президент внес в Думу целый пакет поправок, назначение которых - ужесточить регулирование избирательных кампаний. Допустим, что цель ужесточения - борьба с "грязными технологиями". Но если ради этого предлагается запретить СМИ публиковать о выборах что-либо кроме платной рекламы, чем это отличается от моратория на полет насекомых, не приносящих меда? Бред, в общем-то. Какой смысл вводить ограничения, которые невозможно соблюсти?
К сожалению, смысл в этом есть. И он не так уж глубоко спрятан. Понятно, что перед законом, в котором "все запрещено", априори виновны все. Такой закон нельзя не нарушить, и, следовательно, наказать можно каждого - выбор жертвы будет зависеть только от того, на чьей стороне окажутся правоприменительные органы. А надо ли говорить, на чьей стороне обычно оказываются эти органы в Российской Федерации? Занятно, но ЦИКовские законотворцы даже не пытались скрыть, что пекутся исключительно об интересах партии власти. Достаточно сравнить санкции, которые предлагается ввести за те или иные правонарушения, и все становится ясно.
Как известно, главный предвыборный капитал партии власти - т.н. "административный ресурс". Де-юре это однозначно криминальный ресурс, поскольку использование возможностей, предоставляемых должностным статусом, избирательные законы РФ запрещают строго и безоговорочно. По факту все, конечно, не так. Поуправлять выборами стараются и члены правительства, и президентская администрация, и губернаторы, и полпреды президента, и муниципальные чиновники┘ В последние годы этого уже не принято стесняться. Наоборот, если полпред предотвратил, скажем, избрание "не того" мэра или губернатора, так он сам об этом и отрапортует, как о честно исполненном долге.
Запрет не действует, потому что за его нарушение не предусмотрено адекватных санкций. И вот ЦИК наконец разработал систему карательных мер, по оценке разработчиков, соразмерных тяжести совершаемых деяний. Так, "вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий" предлагается наказывать штрафом в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (сегодня это 4,5-9 тысяч рублей). За незаконное участие должностных лиц в предвыборной агитации штраф повышается до 20-30 МРОТ. А самое ужасное, что может сделать зарвавшийся начальник, - "использование┘ преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов". Под эту статью можно подвести все, что угодно, включая принуждение членов избиркома к фальсификации результатов голосования. Соответственно за такие проделки с нарушителя могут взыскать уже от 30 до 50 МРОТ.
Когда эти расценки поступили в Думу, депутат от СПС Борис Надеждин быстро произвел в уме несложные вычисления и начал хохотать. "Любой губернатор легко, авансом заплатит эти 20-30 МРОТ и потом целый месяц будет злоупотреблять служебным положением, как ему вздумается", - насмеявшись, объяснил Надеждин. И впрямь забавно. Как ни бедны наши должностные лица, напугать их такими штрафами крайне сложно. Это все равно что слону дробина.
Предлагаемые ЦИКом репрессии за злоупотребления "административным ресурсом" выглядят особенно смехотворными, когда их сравнишь с санкциями за иные правонарушения. Прежде всего - за финансирование предвыборной кампании сверхустановленного лимита. Его - и это ни для кого не секрет - превышают практически все кандидаты и все избирательные объединения. Тут как раз тот случай, когда закон нельзя не преступить, поскольку на дозволенные деньги полноценную кампанию не проведешь.
Так вот, пришло время затягивать пояса, за финансовые излишества. ЦИК предлагает карать с особой жестокостью. Допустим, кандидат или партия израсходуют помимо разрешенного им фонда сумму, на 10 процентов превышающую установленный лимит. В этом случае они нарываются минимум на 800-1000 МРОТ штрафа, а максимум - на 5 лет лишения свободы. Чувствуете разницу? Вмешательство в работу избиркома - до 20 минимальных зарплат, а перерасход средств на рекламную кампанию - до 5 лет. А это, между прочим, еще не все. Карать предлагается не только проштрафившихся кандидатов и избирательные объединения, но и их спонсоров. Правда, чуть помягче - от 500 МРОТ до 4 лет отсидки.
Несоразмерность предлагаемых санкций и реальной тяжести правонарушений столь очевидна, что ее при всем желании не спишешь на недомыслие разработчиков. Это заведомый и откровенный умысел. На взгляд того же Бориса Надеждина, цель ЦИКовских строгостей - минимизировать конкурентные возможности оппозиционных партий и кандидатов. Ведь то, чем партия власти пользуется бесплатно, все прочие соискатели должны покупать. Министр, скажем, может совершать агиттурне в поддержку своей партии на служебном авиалайнере, а конкурентам надо тратиться на билеты. Халяву, именуемую "административным ресурсом" (дармовой телеэфир, контролируемые избиркомы и суды, казенная связь и прочее), оппозиционные партии и кандидаты способны компенсировать только крупным вложением денег. Вот почему финансирование выборов ведомство Александра Вешнякова (вряд ли по собственной инициативе) решило зарегулировать "по самое не могу".
Вообще говоря, последние новации Центризбиркома сейчас очень нервно обсуждаются на различных экспертных сходках, и все чаще дискутанты приходят к крамольной, казалось бы, мысли: если взять и разрешить участникам выборов все известные безобразия, включая даже подкуп избирателей, то выборы будут честнее, чем те, которые "отрегулирует" суровый и беспощадный ЦИК.