-Александр Порфирьевич, предмет завтрашнего обсуждения - реформирование местного самоуправления. Каким образом Совет законодателей намерен участвовать в этой реформе?
- Событие, которое должно произойти 18 февраля, не рядовое. Уже сейчас можно резюмировать, что как консультативный орган Совет законодателей состоялся. И именно региональные законодатели, на мой взгляд, сейчас и являются реальной партией власти. В парламентах субъектов сейчас работают четыре тысячи депутатов. Это люди, которые контролируют электорат, за ними - мощная группа поддержки, равная как минимум пятидесяти процентам от явки в каждом избирательном округе. Думаю, президент видит, что в своих реформах ему необходимо опираться на местные парламенты, которые имеют к этим реформам самое непосредственное отношение. С помощью Совета законодателей мы имеем редкую возможность получить серьезный инструмент детализации и доводки решений до оптимального формата. Россия настолько велика и настолько многообразна, что попытки из Москвы директивно спускать законы заведомо обречены на провал. Как можно единым российским законом до уровня местного самоуправления одинаково успешно регулировать и Чукотку, и Кавказ, где разный климат и разные люди? Мы должны больше доверять законодательным собраниям регионов и принимать рамочные законы.
- Реформа местного самоуправления, представленная Дмитрием Козаком, весьма неоднозначно воспринимается регионами. Надо думать, что и реакция Совета законодателей на эти законопроекты будет далеко не благосклонной...
- Прежде всего я бы уточнил, что это не законы Козака, а законы президента России. И именно так к этой реформе и надо относиться. У Дмитрия Козака, конечно, есть свое концептуальное видение этих вопросов, но говорить, что мы будем жить "по Козаку", неправильно. Мы будем жить по согласованному закону, принятому парламентом и подписанному президентом. И при всем уважении к Дмитрию Николаевичу, дело это - президентское.
- Чего именно будет добиваться Совет? Станете ли вы настаивать на серьезных изменениях концепции законопроектов?
- Два законопроекта, подготовленные комиссией Козака, принимать, разумеется, надо. Для начала в первом чтении. То есть необходимо лишь согласиться, что мы движемся в определенном направлении. А дальше предстоит заняться детализацией. Перед вторым чтением необходимо собрать мнения регионов. И мы заинтересованы, чтобы субъекты РФ были максимально услышаны. Кстати, реакция Государственной Думы на инициативы Законодательных собраний субъектов просто порочна. Из огромного количества законодательных инициатив 90% отклоняют сразу, без рассмотрения, по формальным признакам. Если мы постоянно будем так относиться к инициативам субъектов, то сначала мы натолкнемся на их непонимание, а затем и на сопротивление. После чего работы прибавится и у полпредов, и у генпрокурора, и у Министерства юстиции. Кстати, в отличие от губернаторов над Заксобраниями нет другого начальника, кроме Конституции. И после того как реформа будет рассмотрена Государственной Думой в первом чтении, мы обязаны максимально привлечь внимание местных законодателей к этим проблемам.
- Что конкретно так раздражает регионы в нынешнем варианте законопроектов?
- Мы имеем дело с реформой столь большой сферы нашей жизни, что сейчас в двух словах суть претензий не выскажешь. Серьезную обеспокоенность вызывает перераспределение полномочий между автономными округами и субъектами Федерации, на территории которых они находятся. Особые опасения вызывает то, что законопроекты предусматривают весьма значительные возможности федерального вмешательства в деятельность региональных органов власти и, в свою очередь, региональных органов власти в деятельность местного самоуправления.
- Существует мнение, что, стоит отдать реформы на откуп субъектам, на них можно будет поставить крест, ведь делиться деньгами не хочет никто. В том числе и региональная власть.
- Действительно, эта реформа сейчас принимается в очень сложных условиях. Никто и не настраивался на то, что все будет очень легко и благодушно. На прошлом своем заседании президиум Совета законодателей призвал Государственную Думу принять эти законы в первом чтении. Но дальше предстоит серьезная работа. При этом нам надо понимать, что реформа местного самоуправления не идет отдельно от других реформ - одновременно проходит реформа ЖКХ, естественных монополий, административная реформа. На заседании правительства 12 февраля 2003 года было хорошо видно, что законопроекты, подготовленные комиссией Дмитрия Козака, "не стыкуются" с налоговой реформой и реформой межбюджетных отношений. Это тревожный сигнал! Именно в этом главная проблема, а не в том, что Заксобрания "накидают" кучу замечаний и все испортят.
- Но успех реформы местного самоуправления без запуска других реформ также весьма сомнителен.
- Абсолютно согласен. Более того, фон, на котором проводятся реформы, крайне неблагоприятен. Принятие законов по реформе местного самоуправления пришлось на начало кампании по выборам в Государственную Думу. И этот фактор еще очень сильно "аукнется", ведь депутаты сейчас волей-неволей оглядываются на своих избирателей, занимаются популизмом.
- Готовы ли вы идти на конфликт с Госдумой, который в таком случае неизбежен?
- Надо приготовиться к тому, что такие конфликты будут происходить все чаще и чаще. Надо смотреть глубже, ведь любая реформа - это перманентный конфликт. Особенно в предвыборный период. Вот здесь-то Совет Федерации и сыграет свою роль стабилизатора. Совет законодателей и Госсовет со своей стороны будут максимально стараться, чтобы мнения регионов были учтены. И не обижайтесь, если, отмахнувшись от мнения субъектов при принятии этих законов, регионы будут исполнять их так, как им захочется.
- Не лучше ли тогда отложить реформы на период после выборов?
- Надо понять, что мы имеем в виду под понятием реформа. Законодательное оформление реформы может быть хоть завтра. Примем, опубликуем, а она не заработает. Если реформа не найдет отклика в регионах, а найти отклик она может только через Заксобрания, она провалится. Я считаю, что к 2005 году будут накоплены и ресурсная база, и опыт. Конечно, "пилотные проекты", эксперименты в отдельных регионах не должны прекращаться ни на минуту. Но в целом будет лучше, если отложить вступление в действие этих реформ до 2005 года. Исполнительная и законодательная власть должны договориться о приемлемой дате запуска реформ в полную мощь. Кроме того, у нас будет возможность в течение 2003-2004 годов внести корректировки в еще не принятые законы.