В среду Госдума избрала пятерку своих представителей в Центризбиркоме РФ. В новый состав ЦИК вошли Елена Дубровина, Эльвира Ермакова, Ольга Застрожная, Евгений Колюшин и Валерий Крюков. Трое из них уже были членами ЦИК, Ермакова и Крюков - новобранцы. Думская часть Центризбиркома формируется по фракционному и, следовательно, партийному принципу. Поэтому выдвиженцев от нижней палаты принято считать лоббистами тех политических организаций, которые делегировали их в избирательную комиссию. Поскольку обновленное выборное законодательство значительно повысило роль партий в избирательном процессе, по идее следует ожидать и усиления лоббистских функций партийных членов ЦИК. Ощущают ли они это сами? "НГ" попросила новых избиркомовцев рассказать, в какой степени их работа в Центризбиркоме может быть подчинена интересам их партий.
Эльвира Ермакова (фракция "Единство")
Конечно, я благодарна товарищам по партии, что они выдвинули мою кандидатуру. Но это не значит, что я должна лоббировать в Центризбиркоме интересы депутатов от "Единой России". Я юрист, длительное время работала судьей и адвокатом, у меня профессиональное уважение к закону - почему, работая в избирательной комиссии, я должна как-то иначе относиться к праву? Да я и не думаю, что наша партия будет нарушать избирательное законодательство и потребует от меня покрывать эти нарушения.
Елена Дубровина (фракция "ЯБЛОКО")
Я, собственно, всегда отстаиваю интересы политических партий, потому что иногда избиркомы относятся к партиям, как к врагам. Но что касается поддержки конкретной партии - это нам не положено по закону, а закон выше партийного долга. При голосовании в Думе за меня агитировал даже Жириновский - видимо, меня считают объективным человеком, который ко всем партиям и кандидатам подходит с одной меркой. Я всем готова помочь, но никто не может рассчитывать на мое предпочтение.
Евгений Колюшин (фракция КПРФ)
В Центризбиркоме я никогда не отстаивал политические интересы, я отстаивал интересы закона. Представители партий входят в состав Центральной избирательной комиссии потому, что являются активными участниками избирательного процесса и должны иметь информацию о ходе выборов. Вообще Центризбирком - это правоприменительный орган. Поэтому политический процесс, то есть выборы, ЦИК лишь направляет в правовое русло.
Валерий Крюков (фракция ОВР)
Я десять лет отработал в избирательных комиссиях разного уровня начиная с участковой. Только последние три года, когда я был членом Центризбиркома с совещательным голосом, я представлял политическую организацию - "Отечество", а до этого никаких партийных обязанностей и привязанностей у меня просто не могло быть. Сейчас я состою в "Единой России", но это не значит, что в Центризбиркоме я должен работать в пользу своей партии. Все члены ЦИК обязаны руководствоваться законом, а не партийными установками. Во всяком случае, для меня это правило.
"НГ" не удалось опросить Ольгу Застрожную, но можно не сомневаться, что зампред ЦИК поддержала бы своих коллег и пообещала блюсти закон и только закон. На деле это вряд ли кому удастся, но таковы условия игры: признаваться в политической ангажированности не принято, словно выборы - это не политическая кампания, а уголовный процесс. Впрочем, афишировать партийные симпатии действительно бесполезно.
Партийцам в ЦИК принадлежит всего 5 голосов из 15. Один партийный голос не весит ровным счетом ничего. Наличие в ЦИК "партийной палаты" - всего лишь дань вежливости, оказанной участникам выборного процесса. Таков принцип формирования избирательных комиссий, принятый в РФ. Две трети мест в ЦИК принадлежат делегатам от власти. Поэтому такие достоинства, как плюрализм мнений, независимость и объективность решений, которые были бы неизбежны, если бы ЦИК на паритетной основе комплектовали политические партии, недостижимы при сегодняшнем раскладе сил.