- Евгений Николаевич, что подразумевают под собой контролирующие функции Минюста в отношении политических партий, религиозных и общественных объединений?
- Наш контроль - это специфическая функция, принципиально отличающаяся от прокурорского надзора. Мы наблюдаем процесс рождения организации, осуществляем ее регистрацию и на протяжении всего ее существования следим за ее деятельностью. Результаты проверок законности документов, издаваемых партией, достоверности ее численности, информации о ней в СМИ и других сигналов - все это попадает в досье данной организации.
- Может ли представитель Минюста присутствовать на закрытых партийных мероприятиях?
- Отслеживание внутренней жизни организации не является нашей задачей. Мы посещаем только публичные мероприятия, о которых нас информируют. Грубо говоря, никакого шпионажа мы не осуществляем, агентурную работу не ведем. Главный принцип нашей работы - это открытость. Партия сама должна быть заинтересована в том, чтобы ничего предосудительного в ее деятельности не было. Потому что через какое-то время она выйдет на выборы и подвергнется массированным атакам со стороны конкурентов, которые постараются отыскать нарушения. Естественно, после проверки Минюста можно спать спокойно.
- А если, допустим, на закрытом заседании политсовета будет принято решение, направленное на противозаконную деятельность?
- Этого исключить нельзя. Поэтому Минюст заключил межведомственные соглашения с другими органами, которые осуществляют свои функции в отношении этих партий в соответствии с возложенными на них задачами. Это, например, налоговая служба, МВД, ФСБ. Идет постоянный обмен информацией.
- Но в случае с Национально-державной партией России этот механизм не сработал...
- Если бы вы посмотрели последние документы, в которых НДПР теперь усиленно пытается отмежеваться от высказываний сопредседателя Бориса Миронова, выдать их за высказывания частного лица! Партия рассылает заявления и в Генпрокуратуру, и в Верховный суд: ставит вопрос о привлечении Минюста к уголовной ответственности вместе с журналистами. Настолько это лицемерно и двулично выглядит... Но мы не просто усматриваем в высказываниях Миронова экстремистские проявления. Считаем, что его действия не расторжимы с деятельностью его партии, одним из руководителей которой он является. Поэтому в отношении НДПР мы не собираемся успокаиваться и ставить точку в этом вопросе.
- Вам известно, что существует такой вид предпринимательства: "создание партии под ключ"?
- Да, сейчас можно создать фиктивную партию. И думаю, что ряд зарегистрированных организаций, безусловно, являются псевдопартиями...
К сожалению, этому способствует несовершенство закона. Регистрация носит многоступенчатый характер. Сначала регистрируется партия как таковая, затем ее региональные отделения. На момент регистрации партии как таковой мы принимаем документы формально и на веру. И лишь после завершения процедуры оформления мы получаем возможность для проверок. То есть происходит запоздалая реакция. Осенью, до начала выборов будут проверены все партии - одновременно по всей стране. Таких фактов, что какая-то партия сфальсифицировала свою численность, у нас пока не было. Есть, правда, примеры, когда в партию вступают целиком общежития, дома престарелых. Формальных нарушений в этом нет. Но это настораживает. Есть еще одно положение закона, нарушение которого трудно выявить: каждый гражданин может быть членом только одной политической партии. А как проверить? Почти невозможно. Хотя и на это мы сейчас ориентируем свои подразделения. Но здесь в большей степени приходится рассчитывать на публичные разоблачения партийных аферистов. Правда, пока за руку никого не схватили.
- А что будет, когда схватят за руку партию, которая фальсифицирует данные о своей численности?
- Допустим, партия заявила о 40 тысячах, на самом деле там 20 тысяч, а по закону необходимо минимум 10 тысяч членов. То есть нарушения есть, но установленный минимум достигнут. Тогда мы просто вынесем предупреждение. Ведь по сути партия легитимна... Меня и моих коллег поразили результаты проверки данных КПРФ: по нашим данным, там оказалось всего 19 тысяч членов. Но разве можно поверить, что Компартия съежилась, как шагреневая кожа? Речь идет о другом. За последние десять лет КПРФ была столько бита, проходила такие проверки, в том числе и со стороны нашего ведомства, что коммунисты научились работать сверхосторожно, с перестраховкой - заявляют заведомо уменьшенные цифры. Другие партии, наоборот, искусственно раздувают свою численность. Мы, конечно, будем проверять это, но я бы не делал упор на этот вид деятельности Минюста. Ведь закон о политических партиях установил две очень важные новеллы. Вопрос участия в выборах и финансирования политических партий. Если ранее партия могла зарегистрироваться, получать бюджетные денежки и ничего не делать, то теперь пять лет неучастия в выборах является основанием для ликвидации партии. И, что наиболее важно, финансирование будет по результатам. И поэтому я считаю, что главным регулятором нашего партийного строительства будут показатели на выборах. После выборов у партий будет более четкое лицо, а не такое блеклое, как сейчас.
- Может ли Минюст вмешаться в ситуацию, когда в партии оказывается два альтернативных руководящих органа, не признающих легитимность друг друга?
- Категорически - нет. Мы такие функции на себя не брали и не возьмем. Одна из попыток властей вмешаться в спор общественников уже обернулась большой кровью - взрывом на Котляковском кладбище. В известном конфликте "афганцев" мы старались держать нейтралитет. Но суд обязал нас зарегистрировать параллельно две организации бывших воинов-интернационалистов. Этим была спровоцирована открытая война - в буквальном смысле этого слова. К счастью, внутрипартийные конфликты проходят без стрельбы и взрывов, но носят болезненный характер.
- На недавнем совещании в Минюсте представитель администрации президента выступил с критикой: без проблем получают регистрационные документы "карлики", которые на выборах будут топтаться на электоральном поле "Единой России", а оппозиционерам Минюст чинит препятствия - некому будет противостоять Компартии...
- Не так было сказано. Это представитель администрации президента, и я не хотел бы, чтобы этого человека искаженно цитировали. В одной из газет уже была очень неприличная публикация, в которой утверждалось, что якобы Минюсту даны указания, как поступать. Это не так. Слушался вопрос по реализации закона о политических партиях. Естественно, высказывались соображения о ходе регистрации, о предстоящих выборах. И в контексте действительно прозвучала мысль о том, что палитра политических партий у нас не пестрая. Естественно, сейчас очень многие стремятся быть поближе к власти. Но это не результат деятельности Минюста, это объективная реальность. Поэтому никоим образом никто не рассматривал это высказывание как какое-то указание, директиву. Кстати, из двадцати партий, которым мы отказали в регистрации, восемь уже исправили ошибки и зарегистрированы. Было всего пять обращений в суд.
- Как вы охарактеризуете ситуацию, сложившуюся вокруг Эдуарда Лимонова и его Национал-большевистской партии?
- Мы с большим трудом настояли на том, чтобы прокуратура предъявила иск о ликвидации НБП. К сожалению, суд на это не решился и приостановил дело до вынесения приговора лично Лимонову. То есть поставил в зависимость существование его организации, которую мы, безусловно, считаем экстремистской, от судьбы лидера. На мой взгляд, достаточно странное решение.